23 февраля в России отмечается самый мужской праздник - День защитника Отечества. День мужества, самоотверженности и героизма. В преддверии этого дня, традиционная рубрика "Музейный калейдоскоп" будет посвящена форме военной авиации России.
Совсем недавно в фонды Музейно-выставочного центра поступили элементы обмундирования лётчика военно-транспортной авиации, офицера ВВС РФ в отставке, Минеева Василия Владимировича.
Василий Владимирович проходил службу в Псковском военно-транспортном полку с 2005 года. Ушёл в отставку в 2018 году в звании майора, в должности заместителя командира эскадрильи.
Российская форма военной авиации имеет богатую историю. За прошедшие эпохи и столетия ее внешний вид сильно изменился. Современные требования, предъявляемые к одежде военнослужащих, — это ее функциональность и эстетическая привлекательность.
Военную авиацию справедливо считают наиболее динамично развивавшимся в XX веке родом войск. Всего за несколько десятков лет авиакрылья проделали путь от вспомогательных подразделений инженерных частей, до главной ударной силы армий ведущих мировых держав. Неповоротливые бипланы сменили сначала маневренные монопланы с поршневыми двигателями, а затем и реактивные самолёты, оснащенные сверхмощным вооружением, способные эффективно действовать на запредельных скоростях, выходить в стратосферу. Военный костюм покорителей небес эволюционировал вместе с техникой.
Изначально воздушные разведчики и истребители не имели регламентированного повседневного обмундирования. Разнообразная униформа выглядела весьма колоритно. Покорителям небес было важно, чтобы облачение не стесняло движений во время полета, не продувалось ветрами, отталкивало влагу. Однако, позднее появился специальный регламент, для летчиков разработали удобное обмундирование. С тех пор парадный мундир ВВС — форма одежды военных пилотов считается образцом мужественной элегантности. За столетие существования форма множество раз менялась почти до неузнаваемости.
Российская военная авиация отсчитывает свою историю с 1910 г. Тогда, в некоторых инженерных частях появились первые самолеты. Отдельной экипировки для летчиков не существовало. Они носили слегка переделанные пехотные мундиры, пошитые из черного сукна. Специальное обмундирование для авиаторов, было введено в 1914 г. Мундиры авиаторов были коричневатого цвета, а номер отряда обозначался римскими цифрами на эполетах. Для полетов использовались кожаные куртки и шлемы. В летнем варианте кожаная куртка могла быть заменена на полотняную. На боевые задания зимой пилоты отправлялись в кожаных куртках с меховым воротником. Существовало два типа формы — парадная и нестроевая. Головным убором в разных случаях служила фуражка, пилотка — облегченная реплика шапки драгун, шлем из кожи. С парадным мундиром офицерам полагалось носить шашку.
В советский период для формы военной авиации был установлен традиционный синий цвет, который существует и по сей день. Кстати интересно, что такой цвет одежды был ещё в подразделениях КГБ.
Впервые, полный комплект зимнего и летнего обмундирования летчикам РККА интенданты выдали в 1922 г. Спустя два года в него входили:
Петлицы, отороченные красным кантом, были голубыми. Завершала экипировку темно-синяя фуражка либо пилотка со звездой красноармейца на околыше.
В 1935-м советские летчики получили новые петлицы с золотым полем и черной выпушкой у политработников, солдат и младших офицеров и голубой у офицеров. На петлицах размещались знаки различия – эмалевые красные ромбы, прямоугольники и квадраты, эмблема авиации – крылатый пропеллер.
После реформы 1969 г. радикальных изменений во внешнем виде авиационного обмундирования не происходило за одним небольшим исключением. Спецназ ВВС начали экипировать камуфлированной формой и удобными берцами вместо облегченных сапог.
Почти двадцать лет, прошедших с начала Перестройки, обновленная российская армия экипировалась обмундированием, разработанным еще в СССР.
В 2007 году правительство выделило 170 миллионов рублей на создание нового образца военной формы от Валентина Юдашкина. Спустя два года разработок, в 2009-м эта форма была принята. На деле, обмундирование от знаменитого кутюрье не прошло испытаний. Выяснилось, что оно никак не помогает переносить тяготы воинской службы, а стоимость комплектов оказалась заоблачной. Новая форма ВВС России была элегантной, но непригодной для полевых условий. Красивые шинели, к примеру, совершенно не согревали в морозы.
Просуществовав три года, эта форма в 2012 году, была упразднена решением министра обороны С. К. Шойгу. Начатые им реформы коснулись всей армейской жизни — от организационно-правовой сферы, до повседневного быта военнослужащих. Вскоре в войска поступили комплекты современного обмундирования. Нынешняя форма унифицирована. О принадлежности солдата либо офицера к определенному роду войск свидетельствуют не только петлицы или шевроны, но и цвет кителя: защитный, черный, синий. Покрой во всех случаях одинаков. Несколько отличается силуэтом от базовой модели лишь форма моряков, камуфляж военнослужащих спецподразделений.
Военная форма ВВС России может быть:
Летняя повседневная форма состоит из синих кителя и брюк, голубой рубашки. В качестве головного убора выступает синяя или защитная фуражка. Строевой Устав предписывает командирам обуваться в черные ботинки. Военная форма ВВС носится с галстуком, фиксирующимся золоченой закрепкой, изображающей эмблему рода войск.
Зимой допускается ношение рубашки, кителя, брюк защитного цвета. Верхняя одежда представлена пальто — синим либо серым, под цвет шапки-ушанки, перчатками, кашне. В теплые дни не возбраняется одеваться в зеленые, синие свитера, носить форменные куртки плащи, пилотки, фуражки.
Парадное обмундирование офицеров ВВС составляют брюки и китель оттенка морской волны. С форменным костюмом гармонируют белые рубашки, черные галстуки, удерживаемые скрепками. Завершает образ воина фуражка и поясной ремень с золотистым отливом. Ботинки должны соответствовать требованиям Устава. Зимой регламент предписывает ношение черных либо белых перчаток. Верхнюю одежду составляют серая шапка, белое кашне, синее пальто.
Василий Владимирович ушёл из армии, но продолжил полёты. На данный момент он является лётчиком гражданской авиации.
В статье использовались материалы сайтов:
https://militaryarms.ru/obmundirovanie/voennaya-forma/vvs/