Назовите вещь, которая сопровождает вас в течение дня. Уверены, первой на ум придёт кружка. С кружкой ароматного кофе мы встречаем утро, черпаем вдохновение и новые силы в обед, расслабляемся вечером перед сном. Именно кружка всегда стоит на рабочем столе рядом с компьютером. А кокой ценностью обладает чаепитие в кругу семьи, друзей и близких! Посмотрите на свою любимую кружку. Радует ли она внешним видом? Насколько хорошо она держит тепло? Можно пить чай из стеклянной чашки и даже не подозревать, как много вы теряете. Эксперты утверждают: самый вкусный травяной чай заваривается именно в фарфоровой посуде. Секрет материала – его нейтральное отношение к продуктам. В фарфоровой чашке травы раскрываются во всей красе, поэтому ощущается настоящий вкус и аромат листов смородины, мяты и мелисы. Даже обычная ромашка «звучит» в фарфоре совсем по-другому! У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.

В чём «магия» фарфора?

Волшебство рождения фарфора завораживает даже искушенного зрителя. Сложный, хрупкий материал проходит через множество манипуляций, прежде чем стать готовым произведением искусства, украсить стол или присоединиться к коллекции.

Фарфор — это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из кварца, полевого шпата и глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров). Смесь получается белой и очень пластичной.

Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов — точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.

Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу — фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури — перед вами точно фарфор.

 

Каким бывает фарфор?

По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым. Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется. Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок. Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым.

 

Когда и где появился фарфор?

Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора. Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля.

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV вв. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.

Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе. В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России "куриозное художество ввести и распространить", особенно такие, для производства которых будут использованы не привозные, а имеющиеся в Российской империи материалы.

При Елизавете Петровне предпринимались попытки узнать секрет китайского фарфора и организовать его производство в Царском селе близ Петербурга. Только лишь в 1747 г. талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать стол. С 1765 г. Невская мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. В семидесятых годах XVIII в. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. Екатерина II обратила свое внимание на отечественный фарфор, замыслив превратить завод в коммерческое предприятие и предмет российской гордости.

Русский фарфор — это не одно имя, необходимо отметить старинные мануфактуры всемирно известных марок: Гарднеровский фарфор, Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, и, конечно, Гжель.

Знаменитый Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор считается одним из национальных брендов, давно получивших всемирную известность. Производить его начали в 1832 году, в местечке Дулёво. В отличие от Императорского завода, который постоянно поддерживался царской властью и создавался на деньги, выделенные из казны, Кузнецовский фарфоровый завод был детищем семьи Кузнецовых – выходцев из крестьян-старообрядцев. Начав свой бизнес с нуля, к ХХ веку родовой клан владел уже самым крупным в Российской империи. Достичь таких результатов Кузнецовым удалось в тяжёлой борьбе с конкурентами, уделяя большое внимание внедрению в производство всевозможных технических новшеств. С 1902 года М. С. Кузнецов — «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В качестве признания заслуг, Кузнецов получил от императорского двора право использовать символ государства – двуглавого орла. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже. Фарфоровые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке и других странах.

В конце ХIХ века куцзнецовские сервизы стояли в каждом доме – от крестьян до дворян. Многие историки считают, что именно благодаря производству семьи Кузнецовых обычные люди могли наслаждаться фарфором, который раньше считался привилегией богатых людей.

В экспозиции Музейно-выставочного центра вы можете встретить старинный фарфоровый чайный сервиз на 16 предметов. По информации, полученной от бывшего владельца, сервиз был изготовлен на заводе М. С. Кузнецова в последней трети ХIХ века. Чайный сервиз состоит из чайника, сахарницы, сливочника, вазы для конфет и шести чашек с блюдцами.

Все предметы выполнены из тончайшего фарфора, повсеместно украшены рельефами и подглазурной росписью с растительным орнаментом в виде нежнейших мелких зелёно-коричневых веточек с розово-голубыми цветами и вкраплениями золотой окантовки.

Подглазурная роспись заслуживает отдельного внимания, так как занимает важное место в чарующем мире росписи фарфора. В отличие от классической надглазурной росписи, в подглазурной технике краски наносятся на поверхность фарфора, прошедшего первый обжиг около 850 градусов. Затем изделие покрывается прозрачной глазурью и после подвергается высокотемпературному обжигу в 1300-1400 градусов. Благодаря специальным подглазурным краскам «высокого огня» и технике обжига на фарфоровых изделиях возникают тонкие, слегка туманные изображения в приглушённой палитре мягких, необыкновенно глубоких тонов. Подглазурная роспись чрезвычайно сложна в исполнении – цвет красок после обжига может непредсказуемо поменяться, а мастер имеет право на ошибку, ведь изменить нанесённую линию или пятно на полусыром фарфоре не так-то просто. Соблюдение всех нюансов технологии требует от художника большого опыта, тонкого чувства материала и колоссального мастерства.

 

Чайный сервиз относится к периоду наивысшего расцвета Кузнецовского фарфора и является характерным образцом последней трети ХIХ века. Матвей Сидорович Кузнецов старался следить за вкусами покупателей и выпускать товары для любой аудитории, оплачивая обучение своих мастеров художественной росписи в Строгановском училище. Именно в этот период Кузнецовский фарфоровый завод начинает производить посуду, стилизованную под фарфор западноевропейских производителей. Благодаря глине высшего качества и специальной обработке продукция считалась одной из лучших в Европе.

 

За что так ценят фарфоровую посуду сегодня?

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар - и они не потеряют свой вкус.

Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать в руке.

Фарфор прослужит вам долго, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не потемнеет, не впитает влагу и грязь. Фарфоровый сервиз составит вам наилучшую кампанию в семейном чаепитии!