В фондах Музейно-выставочного центра хранится множество экспонатов, посвящённых школе. Одним из таких предметов является советская школьная парта 1970-х годов. За такими партами учились наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы, которые с любовью и нежностью до сих пор вспоминают о них. Из поколения в поколения они служили верой и правдой. Такие парты были очень крепкими, удобными, простыми и практичными. Не случайно среди поколения детей 50-60-70-х годов редко у кого встречались сколиозы или искривления позвоночника, полученные за время учебы в школе. Спустя десятилетия, многие в мире признали, что с медицинской точки зрения эта конструкция школьной парты была и остается самой лучшей.
Парта - предмет школьной мебели, письменный стол, объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников в системе среднего (иногда и дошкольного) образования. Как правило, парта рассчитана на двух учеников. Предположительно, идея создания такой парты возникла ещё в эпоху Возрождения в виде поставца, позднее она трансформировалась в – конторку или секретер. Прообраз первой парты с наклонной
столешницей был создан 1865 году немецким учёным Фарнером.
Фёдор Фёдорович Эрисман - это известный во второй половине девятнадцатого века российско-швейцарский гигиенист. Именно ему принадлежит изобретение школьной парты в России в 1870 году. Однако, прежде чем претворить в жизнь свое изобретение, Фёдор Фёдорович Эрисман сначала провел множество исследований и экспериментов. Так, он внимательно изучал глазные заболевания у детей, с чем они связаны, причины ухудшения зрения, способы его восстановления. Вскоре он пришел к выводу, что большинство случаев развития близорукости у подростков связано с неправильным положением ребенка за учебным столом. Позже, в 28 лет он опубликовал свой научный труд "Влияние школ на происхождение близорукости".
В итоге он Эрисман продумал все до мелочей. Столешница была сделана так, чтобы ребенок всегда мог читать книгу или писать в тетради только под прямым углом. Кроме того, ученый, которые много лет посвятил лечению глазных болезней, принял во внимание и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Так же он учел высоту спинки стула и расстояние от груди ребенка до самой столешницы, на которой он пишет, глубину посадки, чтобы тот не сутулился. При этом парта не позволяла ученику полулежать или развалиться на сиденье, ибо спинка была ровной и жесткой. Парты были одноместными и изготавливались из дуба. Поуказу Александра II ихстали устанавливать в учебных заведениях дореволюционной России. Правда, производить их было довольно накладно, поэтому в те времена они бытовали в основном в элитарных школах и гимназиях.
Одноместные парты стоили очень дорого и занимали слишком много пространства. Требовались большие классы, чтобы вместить всех учеников за индивидуальными партами. Спустя 15 лет, в 1885 году, проблему решил Пётр Коротков – сельский учитель, который решил усовершенствовать конструкцию Эрисмана: парта стала двухместной. Также он придумал оснастить ее откидной крышкой, крючками для портфелей и полкой для учебников под столешницей. Претерпела изменения и сама столешница: именноКоротков решил расположить на ней углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша. В1887 году Коротков получил патент наизобретение имедаль наУрало-Сибирской кустарно-промышленной выставке. "Золотой стандарт" парты Короткова вошел в историю советской школьной мебели на 150 лет.
В конструкции парты Короткова были учтены следующие детали для удобства учеников:
Такая конструкция парты позволяла школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей его нормальному развитию. Конструкция школьной парты позволяла формировать правильную осанку, так как она была создана под пропорции ребенка. Наклон столешницы позволял видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияло на зрение школьника. Парта не имела острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, имела простую и в то же время прочную конструкцию. Когда ученик вставал, чтобы ответить на вопрос учителя, он поднимал часть крышки столешницы и спокойно мог ровно стоять, при этом не мешая соседнему по парте ученику, т.к. крышка столешницы у каждого открывалась индивидуально. Парта была очень удобной, главное, не надо было двигать стул, так как все было сделано монолитно. Все дети сидели ровно, обязательно мальчик с девочкой, руки на столешнице положены одна на другую, спина у всех прямая и развалиться на стуле ученикам было просто нереально.
Школьная парта Эрисмана пережила революцию иперекочевала вСССР. Правда, в20-е годы посидеть заней могли немногие: школ едва хватало для половины желающих. Нарком просвещения Анатолий Луначарский в1920 году жаловался, что наодин карандаш приходится 60 учащихся, анаодну чернильницу— 100 учащихся. К концу 1920-х годов эти проблемы решили. В СССР вся вычурность в изготовлении дореволюционных парт была заменена простыми прямоугольными деталями, что значительно снизило их себестоимость и даловозможность приобретать их даже небогатым сельским школам. Кроме того, изготавливать их стало возможно с помощьюобычного столярного инструмента. Важно то, чтовсе анатомические условия конструкции были соблюдены в точности, и оставались в неизменности.
Парты Эрисмана поставили не только в начальной, но и в старшей ивечерней школах. Ученики вставали, сгрохотом откидывали дубовые крышки, педагоги из года в год тренировали детей тихо открывать парты. Именно их можно увидеть в советских фильмах примерно досередины 1960-х: «Друг мой, Колька!», «Весна наЗаречной улице», «Дикая собака Динго», «Аттестат зрелости».
Однако к1970-м годам парты стали удешевлять: делали их изДСП, сократили размерный ряд, скамью заменили стульями. Случилось то, против чего выступал Эрисман: ученики получили возможность отодвигаться отстола именять позу, стали сутулиться: мебель зачастую неподходила им поросту. Старинные парты сначала оставались вначальной школе, потом только впервых классах, апотом иоттуда исчезли.
С недавних порот парт Эрисмана-Короткова учебные заведения отказались. По современным нормам СанПиН школьная мебель всего лишь должна соответствовать росту ученика, а прочие параметры просто не стали принимать во внимание. Сейчас даже отсутствует само понятие «парта», оно заменено понятием «ученический стол и стул». К примеру, для роста учащегося 130-145 см предлагается стол высотой 58 см с сиденьем стула 34 см, при росте 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно.Медицинские параметры вообще не учтены.
Неудобство горизонтальных столов очевидно – ученику приходится сгибаться для письма или чтения, наваливаться грудью на столешницу. Радует тот факт, что в последнее время все чаще звучат предложения о возврате к старой, доброй парте.Ведь её грамотная конструкция дает возможность ученику, отучившемуся десять лет, выйти из стен школы, не приобретя сколиоз и проблемы со зрением.