Монументально-декоративное искусство находится в органической связи с архитектурой зданий и сооружений. Оно обладает самостоятельным идейно-художественным содержанием. Сюжет и композиция его произведений определяются назначением зданий. К объектам монументально - декоративного искусства относятся памятники, скульптура, разновидности настенной живописи, декоративные композиции, рельефы, мемориальные доски и другие художественные разновидности, связанные с эстетической выразительностью и техническими приёмами.

В Заречном объекты монументально - декоративного искусства представлены:

- памятниками В.И. Ленину на площади городского центра и у заводоуправления (авторы А.Новиков, Е. Симов, Р. Попрядухин);

- памятником М.Ю. Лермонтову на входе в парк им. Лермонтова (автор И. Бродский);

- скульптурой футболистов перед Дворцом спорта (автор А. Новиков);

- Обелиском Победы (авторы А. Круглов, Г. Шильцин);

- мемориальными досками М.В. Проценко, Ф.Ф. Шабашову, Ф.П. Паньшину, В.Ф. Адаеву, Ю.П. Любовину, В.В. Демакову, Б.В. Милавину;

- смальтовым панно на фасадах ДДТ и бывшей школы N223.

Декоративные композиции техникой выбивания скульптурного рельефа из тонких алюминиевых листов, – чеканка, – гармонично дополняют фасады зданий ОВД, бывшего Художественного музея-салона им. Лермонтова, ЦДТТ и др. Монументальное оформление чеканкой имеет обелиск Победы.

Все работы техникой чеканки в Заречном выполнены художниками В. Голобородько, Ю. Щербаковым, Ю. Дикаревым, А. Артамоновым, В. Носовым.

Сегодня же мы более подробно поговорим о памятниках нашего города.

В общем значении этого слова,  памятник — это сооружение, поддерживающее воспоминания о чём-либо. Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например, древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.

Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты. Существовала также традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую. Примером могут служить характерные для России храмы «на крови».

Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. В XVIII—XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения, например, получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).

В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.

Существует множество разновидностей памятников: памятные камни, статуи, триумфальные арки, обелиски, ростральные колонны, триумфальные колонны, абстрактные композиции, памятные знаки, памятные доски, технические памятники (установленные в качестве памятника технические устройства — паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т. д.), мемориальные комплексы, монументы.

Но смыслом любого памятника, независимо от размера, является фиксация памяти о некоем исторически значимом событии, или личности. Это было актуальным как для самых первых памятников, так осталось и для современных.

 

Памятная доска М.В. Проценко

 

Мемориа́льная доска́ (также охранная доска, памятная доска) — плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

На мемориальной доске обычно изображён профиль, бюст, барельеф или горельеф человека и пояснительная надпись.

При работе над памятной доской художника-скульптора подстерегают некоторые трудности. Например, он ограничен размерами доски, на которой небходимо разместить и надпись и портрет, и сделать это надо так, чтобы обе составляющих части легко «прочитывались» зрителем – портрет должен быть узнаваем, а надпись – легко читаема. Все эти задачи удалось с блеском решить автору памятной доски М.В.Проценко – первому директору градообразующего предприятия. Памятная доска установлена на доме, в котором жил Михаил Васильевич, по адресу проспект Мира, 8.

 

Памятник М.Ю. Лермонтову

 

 

Памятник поэту – земляку М.Ю. Лермонтову установлен у главного входа в парк (пересечение проспекта Мира и проспекта 30 - летия Победы).

Автор скульптуры – заслуженный скульптор России И.Д. Бродский. Автор архитектурно-строительной части памятника архитектор А.А. Круглов. 

Высота памятника (бюст и пьедестал) – 4.0 м. Дата открытия памятника была приурочена к 170 - летию со дня рождения поэта (1984).

Главной проблемой при работе над памятником-бюстом являлась ограниченность в выразительных средствах. Сложившуюся у него идею персонажа скульптор вынужден выражать только в лице. Характер, душевное состояние, настроение – в изображении всего этого не могут помочь ни поза, ни одежда, ни окружающие детали.

Автором данного памятника было найдено интересное решение – бюст как бы балансирует на острие, что с одной стороны сообщает ему лёгкость и устремлённость ввысь, а с другой – указывает на сложность пути поэта. Взгляд направлен вперёд, прямой и твёрдый, и, в то же время устремлён вдаль, в вечность.

 

Обелиск Победы

 

 

В 1974 г. по решению исполкома горсовета народных депутатов в городском сквере на пересечении ул. Комсомольской и ул. Театральной заложен гранитный камень с надписью о будущем возведении на этой площадке памятника воинам Великой Отечественной войны 1941 - 1945.

В 1977г.  проведён конкурс на поиск образного решения проекта памятника (обелиска), в котором приняли участие архитекторы Ленинграда, Пензы, Заречного. Утверждена идея обелиска (архитекторы А.А. Круглов, Г.Ф.Шильцин). Проект реконструкции сквера выполнили архитекторы Г.Ф. Шильцин, И.В. Елизарова.

Обелиск выполнен в виде вертикальной стелы, символизирующей стилизованный меч. Высота обелиска – 18.0 м.

Открыт обелиск был 9 мая 1980г. Состоит из пустотелых железо-бетонных блоков, облицованных инкерманским песчаником. На уширенной части (стилизация эфеса меча) размещены: орден Отечественной войны (чеканка, медь); цифры «1941 - 1945» в лавровом венке (художники А. Артамонов, Ю. Щербаков) и тексты из объёмных букв «Доблести воинов, разгромивших врага», «Мужеству народа, ковавшего Победу. Орден срисован с личной награды Почетного гражданина Заречного Бориса Григорьевича Савельева. Еще 2 стороны «эфеса меча» отражают идею памятника: победу ковали и на фронте, и в тылу.

Обелиск отражает особенности Заречного (здесь не было войны, но она коснулась многих людей; жители города участвуют в создании ядерного щита, позволяющего мирно жить стране). Вокруг обелиска высаживаются красные цветы: тюльпаны и огоньки. Они символизируют пролитую на войне кровь.

В 2004 г. архитектурный ансамбль был дополнен двумя орудиями

 

Мемориальный комплекс воинам-интернационалистам

 

На улице Конституции СССР на территории Дома детского и юношеского творчества расположен мемориальный комплекс, посвященный воинам-интернационалистам города Заречного, тем, кто исполнял служебный долг за пределами Отечества (участникам Афганской, Чеченской войн и локальных военных конфликтов).

В комплекс входит памятник из трех каменных стен, мемориальная плита из черного гранита между ними, две пушки-гаубицы. Мемориальная плита, размещенная на постаменте, чуть возвышается над стенами. На плите надпись: «В честь воинов-интернационалистов».

У монумента проводятся митинги, посвященные годовщинам окончания боевых действий, на которые собираются участники сражений, школьники, а также родственники воинов, не вернувшихся с «горячих точек» - рядового Виктора Мордвинкина, погибшего 6 июля 1984 года в Афганистане, гвардии младшего сержанта Валерия Бурмы, погибшего 14 июля 1985 года в Афганистане, рядового Сергея Кляузова, погибшего 6 февраля 1987 года в Афганистане, рядового Александра Гонякина, погибшего в 1989 году в Германии, лейтенанта Михаила Рябова, погибшего 8 ноября 1992 года в Абхазии, младшего сержанта Александра Екимова, погибшего 19 августа 2002 года в Чечне, рядового Романа Жаркова, погибшего 28 июня 2003 года в Чечне….

 

Памятник В.И. Ленину

 

 

Распоряжением Совета Министров РСФСР № 2175-рс от 5 августа 1966 года горисполкому Пензы-19 (город Заречный) было разрешено соорудить памятник Владимиру Ильичу Ленину. Ваял его заслуженный художник РСФСР, московский скульптор А. С. Новиков, месторасположение будущего памятника определяли архитекторы Р. Н. Попрядухин из города Пензы и Е. В. Симонов из города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).

Скульптура отлита из бронзы, плинт и пьедестал – полированный гранит, высота скульптуры - 5,5 м.

Торжественное открытие памятника состоялось на центральной площади 25 декабря 1969 года. Дата открытия приурочена к 100-летнему юбилею вождя.

Скульптура установлена в центре сквера, специально разбитого перед зданием Администрации города Заречного. Памятник обращен лицом к площади, на которой проводятся все праздничные демонстрации, манифестации.

Располагается на проспекте 30-летия Победы.

 

Памятник пропуску

 

Данный арт-объект был установлен в рамках празднования 55-летия Заречного. Его создателем является известный пензенский скульптор Герман Феоктистов, а спонсором — предприниматель, пожелавший остаться неизвестным.

«Памятник» представляет собой композицию из окна с надписью «Предъяви пропуск» и сурового прапорщика, стоящего рядом. В окно пытается прошмыгнуть мышь с котомкой, однако ей это явно не удается. Посыл вполне очевиден: через охраняемый периметр ЗАТО никогда и никто не проскочит без разрешения, даже самый мелкий зверёк.

 

Памятник участникам и ликвидаторам техногенных катастроф

 

Мемориал посвящен подвигу зареченцев-ликвидаторов техногенных аварий и катастроф. Более 300 зареченцев работало в зоне повышенной радиационной опасности. Сейчас в нашем городе живет более 200 участников тех событий.

Памятник спроектирован главным архитектором города Михаилом Шлихтером и построен на пожертвования зареченских бизнесменов, учреждений и городских предприятий.

Открытие памятника состоялось 30 ноября 2011 г. и было приурочено 25-й годовщине со дня закрытия чернобыльского «саркофага». Архитектурная композиция выполнена в виде девяти колонн, каждая из которых имеет разную высоту. Это стилизация под графитовые стержни ядерного реактора, каждый из которых обозначает техногенную аварию, в ликвидации которой принимали участие жители Заречного. 

9  стержней как память о 9 эпизодах в истории атомной отрасли страны. На стержнях высечены слова: «Испытание ядерных устройств. 1949-1990», «Тоцкий полигон. 14.05.1954», «г. Спитак. Армения. 07.12.55», «Семипалатинский полигон. 10.09.1956», «ПО «Маяк». 1948-1957», «Бухта Чажма. АПЛ К-431. 10.08.1985», «Чернобыль. 26.04.1986», «ст. Арзамас. 04.06.1988», «г. Томск (Северск). 06.04.1993».

Вокруг колонн разноцветной брусчаткой выложен знак радиационной безопасности. В основании памятного знака горят четыре красных огня, имитирующих свет тлеющего атомного реактора. В качестве облицовочного материала используются черный и красный гранит.

Памятный знак расположен в сквере у перекрестка улиц Спортивной и Комсомольской.