Сегодня в России празднуется 50-летие со дня начала строительства БАМ. Именно в этот день в 1974 году было принято постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".

БАМ - часть Восточного полигона и самый короткий путь к Тихому океану. Железная дорога возводилась в сложнейших климатических условиях. Сотни тысяч людей приезжали на всесоюзную ударную комсомольскую стройку со всех уголков нашей огромной страны. В ходе строительства БАМа надо было проложить 3145 км пути возвести 3200 искусственных сооружений, пробить в горах 27 км тоннелей. Эту стройку назвали стройкой века.

А ещё пол века назад никто и представить не мог грандиозный размах предстоящего строительства. Миллионы людей с интересом рассматривали географические карты, чтобы мысленно соединить линией Байкал и Амур. Всех поражали огромные пространства края. Магистраль пересекала чрезвычайно сложный природный регион, большая её часть проходила в горах, а центральный отрезок – в зоне высокой сейсмичности, встречалась с такими полноводными реками, как Лена, Верхняя Ангара, Олекма, Гилюй, Селемджа, Бысса, Бурея, Амгунь, Амур, проходила по огромным площадям вечной мерзлоты. В этих северных районах почти не было дорог, даже троп. Редкие эвенкийские посёлки по берегам рек, разделялись между собой многокилометровыми пространствами тайги.

Дорога строилась в исключительно короткие сроки. В 1974–1984 годах проходил основной этап строительства Байкало-Амурской магистрали. Тысячи людей работали на предприятиях «Бамтрансвзрывпром», «Бамстроймеханизация», трест «Мостострой-10», УС «Бамстройпуть», трест «Тындатрансстрой» и другие. И каждая организация могла похвастаться своей серией значков.  Например, завершалось строительство главного пути, и в учреждении заказывали значки на память для своих работников. Очередной мост, туннель, новая железнодорожная ветка, золотой рельс – штамповальный станок без устали делал металлические заготовки. Почти на всех красовались три заглавные буквы.

В Музейно-выставочном центре города Заречного хранится коллекция значков первого директора Пензенского Приборостроительного завода - Михаила Васильевича Проценко. В этой коллекции есть два значка, посвящённые БАМ.

На одном из них изображена эмблема БАМ - рельсы, уходящие в даль, окружённые с двух сторон таёжными елями. В центральной части значка красуется красная пятиконечная звезда – символ Советского Союза.

Второй значок содержит эмблему Железнодорожных войск, которые принимали самое активное участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Советское правительство поручило Железнодорожным войскам строительство восточной части БАМа – от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.

В Главном управлении Железнодорожных войск был разработан специальный план разворота работ на Восточном участке БАМа. Всю осень и зиму 1974 года таёжные десанты воинов-железнодорожников вели борьбу за плацдармы. Главной задачей начального периода было пробиться сквозь болота и скалы к тем местам, где намечалось создать опорные пункты строительства, построить там жильё, различные культурно-бытовые помещения, завезти технику, строительные материалы, продовольствие, то есть создать необходимые условия для труда и отдыха личного состава, семей офицеров и прапорщиков. Одновременно прокладывались временные автомобильные дороги – «зимники». Всё это надо было сделать в сжатые сроки, до наступления весенней распутицы, которая отрезала бы головные группы от основных баз. 

В 1975 году военные строители магистрали совершили трудовой подвиг. 9 мая, в день 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, была введена в эксплуатацию соединительная линия БАМ – Тында протяжённостью 180 км, та самая, с которой для достижения победы над врагом в годы войны были сняты рельсы. 

БАМ был есть и будет необходимым для успешного развития нашей страны. Наш долг – сделать так, чтобы страна гордилась не только прошлым БАМа, но и его настоящим. Чтобы все новые и новые поколения создателей этой великой магистрали могли оставить свой след в истории ее строительства.