Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы познакомимся с произведениями, появившимися на свет в рамках интереснейшего проекта – симпозиума скульпторов «Поэзия созидания». Проект этот был, если будет уместно так выразиться, многосерийным – всего в Заречном прошло 6 скульптурных симпозиумов с 2010 по 2015 год.

Потрясает география проекта – в буквальном смысле «от Москвы до самых до окраин», а если быть более точной – от Санкт-Петербурга до Барнаула.

Скульптурные симпозиумы стали уникальным явлением в жизни нашего города. Мастера-скульпторы подарили нашему городу множество своих произведений, сделав его облик неповторимым. Очень любопытен, собственно, формат симпозиума. За три недели скульпторы должны были справится с созданием полноценной парковой скульптуры. Реакция зареченцев на результат трудов скульпторов была разной от восторга до упрёков в “несерьёзном подходе” авторов к работе, но никто не остался равнодушным.

Однако, хочется сказать, что схематичность некоторых работ объясняется прежде всего авторским замыслом, а уж во вторую очередь обусловлена тем временем, которое отведено на создание работы.

Перед ДК «Современник» расположились работы с первых двух симпозиумов 2010 и 2011 гг.

 «Вместе». Геннадий Красношлыков (Москва). 2010 г.

Что значит «быть вместе». Это значит прежде всего «жить друг у друга в сердце». Сердце – вот то самое место, где живут дорогие, близкие, любимые люди. «Быть вместе» значит быть связанными приснопамятной нитью судьбы. И чем дольше люди в любви и радости будут вместе, тем больше витков вокруг них сделает эта нить, тем крепче они окажутся связаны друг с другом. Влюблённые Геннадия Красношлыкова (город Москва) напоминают своеобразный «клубочек», нити двух судеб настолько переплелись между собой, что их переплетения стали коконом, хранящим сердца от внешнего мира, не всегда милосердного к любящим.

 «Колыбель». Александр Хачатурян (Пенза). 2011 г.

Продолжает тему сохранения, сбережения и любви «Колыбель» пензенца Александра Хачатуряна. Только здесь мы говорим о любви родителей к своим детям – величайшем подвиге и чуде. Посмотрите как две стилизованные коленопреклонённые фигуры укрывают в своих нежных, тёплых любящих объятиях младенца. В отличие от родителей он выполнен в реалистичной манере и этому есть простое объяснение – сосредоточенность родителей на своём дитя. Ведь часто они жертвуют очень многим во имя благополучия ребёнка. Эта трогательная всепоглощающая забота ясно читается, родители буквально растворены в ребёнке.

 «Солнце мое». Николай Мордовин (Пенза). 2011 г.

И ещё одна «родительская» история, не менее трогательная, чем предыдущая. Сколько было сказано, написано и спето о материнской любви… Однако настолько всеобъемлюща эта тема, что сколько не скажи/спой/напиши/нарисуй, всегда можно сказать ещё что-то. Работа пензенского скульптора Николая Мордовина – один сплошной контраст. Очертания угловаты, линии – резки, но ощущения от скульптуры прямо противоположные: мягкость, женственность, тепло. Теплом и светом проникнуто и название - «Солнце моё». Наверное, каждого из нас мама в детстве звала солнышком и нам взрослым до сих пор хочется, чтобы мама обняла.

 «Объяснение в любви». Владимир Буйначев (Москва). 2010 г.

Москвич Владимир Буйначёв решил напомнить нам о том, что любовь – это тайна. Две стилизованные фигуры влюблённых и одна тайна на двоих. Мы не видим лиц, о любви свидетельствует всего лишь жест – рука на щеке любимого. Легкое и несомненно нежное прикосновение. Не случайно их головы «спрятаны» в розовом кусте. Роза в западной христианской традиции – символ тайны. «Сказано под розой» - значит не предназначено для чужих ушей и глаз. До сих пор в традициях многих народов проявлять свои чувства к любимому/любимой на людях недопустимо. Именно поэтому даже не сразу понятно где тут мужчина, а где женщина. Придётся приглядеться, дать себе труд аккуратно понаблюдать за их «сказанной под розой» историей, ведь разрушить её так просто.

 «Ангел-Хранитель». Артур Громов (Пенза). 2011 г.

Согласно христианскому вероучению, при крещении душа получает ангела-хранителя – защитника, наставника, проводника божественной благодати. Он – опора уставшему от трудов и горестей, он – радость и свет, он – воплощённая любовь Господа к детям своим. И если мы любим, глубоко, сильно, то тоже можем стать для любимого человека опорой, поддержкой, защитой. И даже более того, мы страстно желаем этого – согреть любимого своим теплом, укрыть от невзгод или помочь справиться с теми из них, которых избежать не удалось. Чаще всего, конечно, роль защитника и опоры выпадает мужчине. Посмотрите на невероятно сильно звучащую работу пензенца Артура Громова. Измученная каким-то ужасным переживанием женщина и сильные мужские руки поддерживающие и укрывающие в объятиях. Крылья ангела видны только если смотреть на скульптуру сбоку. И в этом видится послание: каждый полюбивший может стать ангелом-хранителем для любимой души.

 «Зашилась». Андрей Макеев (Санкт-Петербург). 2011 г.

Петербуржец Андрей Макеев рассказывает нам немного ироничную, но в то же время проникнутую какой-то житейской философией историю. Вспомните, какое состояние вы характеризуете ёмким словечком «зашиться»? Забегаться, заморочиться в круговерти дел настолько, что забыть о чём-то очень важном, о чём-то, о чём, казалось, забыть невозможно,  и внезапно осознать свою усталость. Осознать, и замереть в этом осознании: «Здравствуйте, приехали, зашился…» И задуматься, как же, мол, дошёл я до жизни такой, как докатился… Все эти переживания прекрасно считываются в работе Андрея, взявшего буквальный образ «зашившейся» - женщины за швейной машинкой. Она только что поняла, что сделала что-то не то, она устала (посмотрите как опирается локтем на машинку), но её «зашилась» звучит всё же с долей иронии.

 «Noosfera». Валентин Рещиков (Санкт-Петербург). 2011 г.

Ноосфе́ра (от греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар, дословно — «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа, который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского. Работа петербургского скульптора Валентина Рещикова крайне мифологична. Общество и природа представлены в ней как женщина (природа, начало преобразуемое, пассивное) и мужчина (общество, начало преобразующее, активное). Из взаимодействия этих начал, из их взаимодополнения и рождается новый мир-ребёнок, который пара держит на руках. Обратите внимание, у нашей «родительской пары» только две руки на двоих, что значит, что полноценно функционировать по отдельности они не смогут, и уж тем более не смогут создать должные условия для развития нового мира.

 «Адам и Ева». Константин Зыков (Санкт-Петербург). 2011 г.

Ещё одна отсылка к мифологии, на этот раз христианской. Петербуржец Константин Зыков в своей работе обратился к образам Адама и Евы. Судя по общему настроению, здесь представлена ситуация после грехопадения. Адам безнадёжно устремляет взгляд вдаль, Ева вполоборота, как будто хочет что-то сказать или, быть может, объяснить, но между ними – тот самый запретный плод как напоминание – необратимое свершилось. И никакие слова или объяснения этого не изменят и не исправят. Ситуация усугубляется ещё и тем, что виноваты оба, и вину эту отчётливо сознают.

 «Объятия». Светлана Демидова (Санкт- Петербург). 2011 г.

А эту, не побоюсь этого слова, уютную историю под названием «Объятия» рассказывает нам Светлана Демидова (Санкт-Петербург). Давно и громко говорят о том, что мужское и женское восприятие искусства и себя в нём очень отличается. Называют даже виды и жанры искусства, являющиеся «женскими» или «мужскими». И скульптуру довольно часто относят именно к «мужскому варианту», дескать процесс создания скульптурной композиции крайне трудоёмкий и требует немалой физической силы, особенно если мы говорим о скульптуре мраморной. Чтож, мы с вами имеем возможность сравнивать. Перед нами обнимающаяся пожилая пара. Приглядитесь внимательней, вспомните предыдущие работы (все они выполнены мужчинами) – все они исполнены желания защитить, поддержать. Есть любовь, есть нежность, но уют проявляется только у Светланы. И сразу становится понятно, что мужчина и женщина привносят в отношения. Он – крепкое плечо и сильные руки, а она – тепло и уют. И только так можно прожить в гармонии до глубокой старости и встретить её без печали и страха, потому что вы – вместе.

 «Старик и море». Светлана Демидова (Санкт-Петербург). 2012 г.

На берегах одного из прудов парка зоны отдыха «Солнечная» расположены работы с третьего скульптурного симпозиума 2012 года.

Знакомство с ними  мы начинаем с работы петербурженки Светланы Демидовой. «Старик и море» - так называется последнее известное произведение Эрнеста Хемингуэя, опубликованное при жизни писателя. Речь в нём идёт о старом рыбаке, мечтающем поймать огромную рыбу, получившем желаемое и упустившем его. Но, на мой взгляд, в работе Светланы гораздо более чётко прослеживается мотив «Сказки о рыбаке и рыбке». Хотя сюжеты произведений в конечном итоге схожи – оба старика упустили свою удачу – старик Пушкина старался не для себя, да и рыбку он отпустил. Именно этот момент и запечатлела Светлана. Обратите внимание на лицо старика – он добр, и лишить жизни чудесное существо, конечно же не сможет. У этой скульптуры появилась даже своя легенда – погладь рыбку, загадай желание и оно обязательно сбудется.

 «Похищение Европы». Алексей Канис (Санкт-Петербург). 2012 г.

И снова мифологический сюжет. «Похищение Европы» от петербургского скульптора Алексея Каниса. Раз сюжет взят мифологический, то воплощение должно ему соответствовать. Европа по легенде была дочерью царя финикийцев, тех самых, которые придумали алфавит. А первая буква финикийского алфавита – стилизованное изображение бычьей головы вверх рогами. Так что всё не случайно. К тому же можно вспомнить минойскую культуру, с её почитанием быка как символа бога Посейдона и ритуальными поединками-танцами с быками. Таврополами (так назывались танцоры) могли быть как юноши, так и девушки, поэтому женский образ несомый быком «на рогах» можно трактовать и как отсылку к этой традиции.

 «На дне». Олег Кузнецов (Пенза). 2012 г.

Кто проживает на дне океана? Интересный вопрос. И не менее интересный ответ на него от пензенского скульптора Олега Кузнецова. На дне морском кого только не встретишь. На то они и неизведанные глубины, что может там встретиться самое невероятное сказочное чудо-юдо от светящихся рыб и рачков до гигантского Кракена. Почитатели же творчества Лавкрафта вполне могут усмотреть тут самого Великого Ктулху. А что самое интересное – темно там, на дне морском, поэтому того, кого не встретишь можно и додумать.

 «Русалка». Руслан  Нигматулллин (Уфа). 2012 г.

«Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» «Русалка»  уфимца Руслана Нигматуллина стала одной из самых  обсуждаемых и спорных работ за время всего проекта «Поэзия созидания». Её бурно ругали и столь же бурно ею восторгались. Равнодушным эта морская красавица не оставила абсолютно никого. Глядя на эту скульптуру, я вспоминаю Русалочку Андерсена, так горячо желавшую получить ноги вместо хвоста и любившую земные цветы. Вот и русалочка  Руслана трогательно-беззащитным жестом прижимает к груди цветок, да и сама она по-детски беззащитна, открыта и доверчива. Она только что получила ноги и ещё не знает, какой болью будет для неё каждый шаг. Она искренне верит в чудо и ждёт его. И, глядя на неё, очень хочется, чтобы чудо свершилось.

 «Царица вод». Василиса Чугунова (Санкт-Петербург). 2012 г.

Сейчас мы с вами увидим ещё две работы женщин-скульпторов. Первая из них торжественная «Царица вод» от Василисы Чугуновой из Санкт-Петербурга. Вода может быть весьма грозной стихией, сметающей всё на своём пути, и именно такова «Царица». Другой титул тут неуместен. Она сама мощь, неконтролируемая, неуправляемая, неудержимая. Она смотрит на зрителя, не показываясь полностью из волн, заменяющих ей одежды и как бы вопрошает: «С чем пришёл ты ко мне, путник, смело ли, горячо ли твоё сердце, чисты ли помыслы?» и можно быть уверенным, что лжи она не приемлет.

 «Слушающий море». Анна Сосенская (Санкт-Петербург). 2012 г.

А вот совсем другая история. Вспомните, как вам впервые протянули большую морскую ракушку и сказали, что, прислонив её к уху, вы услышите море. И вы прислоняли и с удивлением понимали – и правда, море. Причём можно было никогда не бывать на море, не видеть и не слышать его, но тут же твёрдо и чётко понять: море звучит именно так. «Слушающий море» от петербурженки Анны Сосенской удивительно, я бы даже сказала восхитительно уютен. Он уютен именно этим детским воспоминанием, которое есть почти у каждого. Маленький мальчик, ещё почти младенец, с ракушкой. Прислушивающийся к чуду.

 «Сура». Сергей Смуров (Москва). 2012 г.

Московский скульптор Сергей Смуров предложил свою трактовку образа реки Суры. Вот мы привыкли, что река это что-то струящееся, с плавными изгибами, динамичное… А нам предложили абсолютно статичную скульптуру, всю состоящую из жёстких линий и прямых углов. Идеально прямая спина, руки сложены на коленях, почти безэмоциональное выражение лица. Напоминает статуи древнеегипетских божеств. И так же как в них, чувствуется в «Суре» Смурова внутренняя жизнь.  Почему-то возникает образ зимней реки. Она укрыта льдом, но под ним она жива.

 «Душа океана». Борис Качеровский (Пенза). 2012 г.

Пензенец Борис Качеровский – скульптор работавший со множеством материалов, но предпочитавший дерево. Возможно именно отсюда взялся узнаваемый , фирменный стиль работы – плавные линии и формы перетекающие одна в другую. Работы Качеровского можно разглядывать бесконечно, под разными углами они смотрятся по-разному. Его «Душа океана» отсылает нас ко времени, когда люди верили – всё живое, у всего есть душа. И пытались представить себе как могла бы выглядеть эта душа – душа камня, душа дерева, душа моря. И, конечно же, люди воплощали эти души «по своему образу и подобию». Так появились дриады, нимфы, нереиды. А как выглядела «не до конца оформившаяся» душа моря, можно увидеть у Качеровского.

 «Сказитель». Шилов Юрий (Великий Новгород). 2012 г.

Глядя на работу новгородца Юрия Шилова, мне на ум приходит только одно – она звучит. Тихо, на грани слышимости: ветер, волны и гусельный напев. А если продолжать вслушиваться, то, кажется, можно услышать голос. Кому он принадлежит? Для меня сомнений нет – это Садко, вспоминающий как «гостил» он у морского царя. Почему именно Садко? Не знаю. Возможно, виной город. И Юрий Шилов и Садко родом из одного города – у господина Великого Новгорода долгая память. Обратите внимание на руки сказителя, он как будто решил передохнуть немного между двумя песнями, выровнять дыхание, но руки чутко лежат на струнах, стоит только двинуть пальцем и они отзовутся.

 «Свет храма». Александр Маркин (Барнаул). 2014 г.

«В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную. твержу я наизусть…»

Что есть храм? Это здание, куда мы идём для свершения религиозных обрядов, или же это место в сердце, где живёт негасимый свет, который мы называем Богом, который утешает нас в горестях, и даёт сил в трудах и заботах? Для каждого ответ свой, но каким бы он не был, говоря о храме сразу думаешь о свете. Свет и тепло. Поддержка и утешение. Это всё там. Работа барнаульского скульптора Александра Маркина так и называется «Свет храма». Два ангела склонили головы, образовав портал входа. По творческому замыслу автора в портале должна стоять свеча, как напоминание о том самом негасимом Свете, несущем добро, утешение и любовь.