Не многие знают, что в городском музее есть настольная лампа из личного кабинета Михаила Васильевича Проценко, при свете которой он трудился над написанием мемуаров и воспоминаний о событиях, связанных с историей города и завода. На основе его рукописей позднее была создана книга под названием: «М. В. Проценко – Дело, которому я служил». Лампа была изготовлена на Никольском стекольном заводе «Красный гигант» по индивидуальному заказу Пензенского приборостроительного завода в 1989 году, специально к 75-летнему юбилею Михаила Васильевича и в связи с его уходом на заслуженный отдых.
Сегодня многие бы задумались, почему же именно такой подарок был выбран руководством ППЗ для первого директора? Но в советские годы хрусталь считался традиционным подарком, которому были рады. Изделия из хрусталя дарили на торжественных мероприятиях, а так же по особым случаям – спортсменам, победителям всевозможных конкурсов, выдающимся деятелям. Хрустальная люстра или настольная лампа - были предметом роскоши и мечтой для многих советских граждан. Стоили они очень дорого, порой стоимость могла достигать целой зарплаты или нескольких зарплат. Так же, они были дефицитным товаром, за которым в магазинах выстраивались целые очереди. Особый советский шик и показатель высокого социального статуса в 80-е годы – люстра из богемского стекла. Героиня фильма «Девушка без адреса» говорит: «Что вы, это же богемский хрусталь! Его нельзя трогать, на него можно только смотреть!». А лучшим, и особо ценным подарком (кроме книги, конечно), который в то время можно было себе позволить, была хрустальная вазочка. Массивные вазы дарили по особым праздникам – на свадьбу, в честь юбилея или проводов на пенсию.
Но давайте вернёмся к нашему музейному предмету. Лампа – настоящее произведение искусства, мастерски созданное руками талантливых работников Никольского завода. Художники, химики-шихтовщики, литейщики, стеклодувы, шлифовщики, гранильщики стекла трудились над созданием этого хрустального шедевра. Люди одарённые, из поколения в поколение передающие традиции и мастерство. А работа тяжёлая и вредная для здоровья: печи, кремниевая пыль, абразив, свинец – отвлечься нельзя ни на секунду, иначе можно просто испортить изделие.
Основание лампы выполнено из тяжёлого массивного металла. Вместе с этим, её ажурные хрустальные элементы выглядят практически невесомо и воздушно. Металлический ободок абажура украшен, словно драгоценными камнями, сверкающими хрустальными подвесами. Изделие соткано из таких декоративных элементов «мальцевской» огранки, как «камни», «розетки», «кусты», «звёзды» и «паутинка». Вся композиция вместе с основанием по сюжету напоминает праздничный салют в честь уважаемого юбиляра.
При дневном свете лампа переливается множеством оттенков, при попадании на неё солнечных лучей. Но вечером, во включенном состоянии, она не менее прекрасна. Этот музейный предмет является символом безвозвратно ушедшей советской эпохи и элементом памяти о человеке, чья жизнь напрямую связана с историей нашего города.