Крещение Господне

Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.

Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.

В. Афанасьев.

 

Ежегодно в ночь с 18 на 19 января весь православный мир отмечает праздник – Крещение Господне. Этот день завершает Рождественские святки и является одним из важнейших праздников православной церкви, символом которого является вода. Мы вспомним об истории и традициях праздника.

Православная церковь отмечает Крещение (или Богоявление) 19 января, в то время как католическая – 6 января. Праздник Крещение Господне является двунадесятым непереходящим — он входит в двенадцать православных праздников, посвящённых событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и имеющим неизменную дату.

Празднование Крещения 19 января связано с событиями, описанными в Библии. В Евангелии говорится, что в этот день Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан пророк Иоанн Креститель. Иоанн вёл аскетический образ жизни в пустыне, проповедовал покаяние и крестил людей для того, чтобы они очистились от грехов. Иоанн предсказал пришествие в мир Спасителя, поэтому его также называют Иоанном Предтечей.

После крещения Иисус освятил воды Иордана и в тот же момент на него в образе голубя сошёл Святой Дух и все, кто находился рядом, услышали глас с небес.

Само слово «Крещение» произошло от старославянского слова «крещати» («мыть, омывать, погружать»). В Евангелии водное крещение называется греческим словом «баптизо» , также обозначающим «погружение, омовение, обливание, окропление».

Считается, что вода на Крещение Господне становится животворной и те, кто в неё окунётся, будут исцелены и избавлены от всех грехов.

Разрешено принимать в пищу только сочиво и узвар. Узвар — это напиток из сухофруктов и мёда, а сочиво – сваренные в меду зерна злаков. Считается, что само слово «Сочельник» происходит от именования этого блюда.

Для приготовления сочива вам понадобится:

- пшеница (зерно) – 200 г - очищенные орехи – 30 г - мак – 150 г - изюм – 50 г - фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу - ванильный сахар – по вкусу - мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед,

ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

В Сочельник совершают такие богослужения, как Царские часы и литургия с вечерней. В канун праздника начинается Всенощное бдение.

В сам день праздника сначала совершается литургия, а потом происходит великое освящение воды.

Крещение в воде имеет особый смысл. Вода символизирует начало жизни или же ее конец. Из воды возникло все живое, ею же Бог залил грехи и смыл с лица Земли зло человеческое, устроив Всемирный потоп.

В память о том, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, накануне праздника проводится освящение воды в храмах, на само Крещение — в водоемах, а проруби в форме креста для забора воды из них называют иорданями.

В Крещение следует начать день, умывшись святой водой, а также освятить ею свой дом, окропив каждый угол. Наши предки считали, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна снимать порчу и исцелять от болезней.

Каждый церковный праздник находит своё отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причём два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоёме: реке, озере, колодце.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня.

Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к

святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме. Крещения.

В ночь на Крещение Господне вся вода освящается и становится подобным водам Иордана, в которых был крещён Господь. Магия была бы, если бы вода святой становилась только там, где её батюшка освятил. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Если на Крещение стояли крепкие морозы, то считалось, что они продлятся до конца месяца.

 

В статье использованы материалы сайтов:

https://protradicii.ru/kreshhenie-gospodne.html

https://yandex.ru/turbo/silaznaniya8.ru/s/istoriya-prazdnika-kreshhenie-gospodne