Пасха уже близится, а потому самая пора задуматься о таком интересном и любимом многими занятии, как роспись пасхальных яиц. Последняя представляет собой не просто очередное увлечение рукодельниц, но целую традицию, история возникновения которой уходит корнями в древние времена. Как известно, многие народы и даже отдельные регионы в границах одной страны имеют свои правила и обычаи росписи, используя своеобразные рисунки и узоры.
Мастера привыкли различать несколько видов разукрашенных пасхальных яиц, а именно: писанки – сырые яйца, расписанные пчелиным воском или красками, крашанки – отваренные вкрутую яйца, окрашенные в один оттенок без узоров, крапанки – разноцветные яйца, имеющие однотонный фон и множество разноцветных точек (крапинок, пятен или полосок), нанесенных растопленным воском, дряпанки – пасхальные яйца, основной узор которых выцарапан на их поверхности с помощью любого острого предмета, как правило, имеют однотонный фон, полученный благодаря использованию натурального красителя (штучные размазываются и не позволяют создавать аккуратные рисунки), малеванки – красивые яйца, украшенные любыми придуманными узорами, нанесенными акриловыми и прочими видами красок.
Замечательные коллекции пасхальных яиц есть во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, музеях московского Кремля, Музее народного искусства и других.
В фондах Пензенского государственного краеведческого музея хранится небольшая, но значимая коллекция предметов пасхальной тематики с сувенирными пасхальными яйцами XIX – начала XX в., выполненными разными авторами и в разной технике. В коллекции представлены традиционные «писанки» с растительным и животным орнаментом; «крашенки» - однотонные, без росписи; «яйчата» - вырезанные из дерева и кости; «малёванки» - раскрашенные акварелью. Значимую часть в коллекции занимает собрание пасхальных яиц, изготовленных Никольским хрустальным заводом Пензенской области.
Крашеные яйца являются одной из главных пасхальных традиций. Предание гласит, что появление традиции связано с чудом. Мария Магдалена принесла весть о воскрешении сына Божьего императору Тиберию. Ее подношением стало простое яйцо. По одной из версий, это было пожертвование, которое взимали с просителей за право аудиенции у монарха, по другой – скромный дар. Однако император усомнился в истинности слов Марии и заметил, что как белое яйцо не может стать красным, так и человек не способен воскреснуть. И в ту же секунду случилось чудо: подношение сменило цвет.
Яйцо символизирует Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).
Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крёстным и крёстной, своим крестникам, означает, что все худое, под стать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется.
Но обычай расписывать яйца существовал и у древних славян. Они считали их олицетворением жизни и приносили в дар верховному божеству Перуну. Традиционно на Руси для окраски использовали луковую шелуху, придававшую скорлупе различные оттенки – от охряного до терракотового. Так делали крашенки. Яйца же с нанесенными на них узорами называли писанками. Также в обычае было преподносить друг другу пасхальные символы, изготовленные из дерева и украшенные бисером. Фаберже прославился изготовлением ювелирных яиц, ставших настоящим произведением искусства.
Излюбленной игрой у мальчиков на Руси было катание яиц. Устанавливали деревянную горку-желоб, вокруг расставляли крашенки и старались сбить или задеть их запущенным сверху яйцом. Если это удавалось, участник забирал трофей себе и продолжал до первого промаха, после чего уступал место следующему. Девочки предпочитали другую забаву: поиск спрятанных крашенок с завязанными глазами. Также были популярны у детей кручение яиц на время, катание их навстречу друг другу с противоположных сторон комнаты, выбивание из лунок. Яйца для таких игр изготавливали из дерева.
Ты катись, яичко, да ко думе Господней!
Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу.
Крестьяне верили в магическую силу окрашенных и благословленных яиц. Бытовало убеждение, что они спасают дом при пожаре, помогают отыскать заплутавший скот, отогнать нечистую силу.
За последние десятилетия в России пасхальные яйца стали одним из самых популярных подарков не только на Пасху. Их дарят на Рождество, в дни рождения, просто преподносят в качестве приятного сувенира.
Традиция расписывать и дарить яйца деревянные, костяные, фарфоровые родилась в России и стала непременным атрибутом Пасхи. Подарок красивый и дорогой. Его украшали в основном росписями на религиозные темы: лики святых, православные храмы, сцены из библии.
Мы представляем Вашему вниманию коллекцию декоративно-прикладного искусства из фондов Музейно-выставочного центра г. Заречного, состоящую из 28 деревянных пасхальных яиц. Её авторы – художники из Пензы муж и жена Борисовы Светлана Михайловна и Владимир Юрьевич. Коллекция отличается особой тонкостью техники исполнения рисунка.
Каждое яйцо выполнено из липы, расписано акриловыми красками и покрыто специальным, разработанным автором, лаком.
Это маленькие проиведения искусства вдохновением для написания которых были либо природные пейзажи, либо полотна великих художников, либо литературные произведения...
Яйцо пасхальное. П. Брейгель "Сенокос". 1565 г.
Яйцо пасхальное. Богоматерь Великая Панагия. 8 век.
Яйцо пасхальное. В. Дюбуа. Пейзаж с путниками. 1640-е гг.
Яйцо пасхальное. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1503 г.
Яйцо пасхальное. И. Раух. Кузьминки. Собака на фоне пейзажа.
Яйцо пасхальное. Коломенское. Церковь Вознесения. 1535 г.
Яйцо пасхальное. М. Нестеров. Свирель. 1924.
Яйцо пасхальное. М. Нестеров. Христос у Марфы и Марии.
Яйцо пасхальное. Москва. Третьяковская галерея.
Яйцо пасхальное. Н. Ланкре. Танцовщица М. Камарго. 1738 г.
Яйцо пасхальное. Н. Подключников. Вид Усадьбы Останкино. 1833 г.
Яйцо пасхальное. Осень на улице Московской. Пенза.
Яйцо пасхальное. П. Н. Грузинский. Масленица. 1889 г.
Яйцо пасхальное. Павильон в парке Нижнее гулянье. Пенза нач. 20 в.
Яйцо пасхальное. Параскева Пятница.
Яйцо пасхальное. Петушок - Золотой гребешок.
Яйцо пасхальное. Б. Кустодиев. Портрет Ирины. 1907 г.
Яйцо пасхальное. Изображение Музейно-выставочного центра, Заречный.
Яйцо пасхальное. Изображение библиотеки им. Лермонтова. Пенза.
Яйцо пасхальное. Изображение экспозиции МУК "МВЦ". Зал Славы.
Яйцо пасхальное. Изображение экспозиции МУК "МВЦ". Зал природы Пензенского края.
Яйцо пасхальное. Изображение экспозиции МУК "МВЦ" Зал природы Пензенского края.
Яйцо пасхальное. Изображение экспозиции МУК "МВЦ" "Крестьянская изба".
Яйцо пасхальное. П. Брейгель. Крестьянский танец.
Яйцо пасхальное. Список с иконы. Рождество Богородицы. Новгород 16 век.