В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.
Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня м считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.
Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.
Выставка «Воюющие плакаты», представляемая МУК «МВЦ» г. Заречного содержит самые известные плакаты и лозунги военных лет.
Решение об организации пропаганды было принято уже в первые дни Великой Отечественной войны. Основные образы, задействованные в ней, формировались в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделении по работе с войсками противника РККА. 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати стало Совинформбюро.
Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны.
Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми.
Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника. Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано. Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Художники молниеносно откликнулись на запрос страны: первый плакат появился уже к вечеру 22 июня 1941 года. Кукрыниксы (художники М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». на котором штык красноармейца пронзал руку мерзкого, крысообразного фюрера, хищно прорывающего пакт о ненападении между СССР и Германией.
По легенде, Сталин лично просматривал все пропагандистские материалы и счел посыл недостаточно однозначным. Кукрыниксы учли замечание генералиссимуса, и через день плакат вышел из печати в окончательном варианте, где штык пронзал Гитлеру голову. Этот плакат олицетворял чеканные слова Молотова, которые весь Советский Союз повторял, как мантру: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Так же с первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».
Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).
На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги.
По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.
По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката.
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» является мощным эмоциональным агитационным произведением художника В. Корецкого, который впервые был опубликован в газете "Правда" от 5 августа 1942 года. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребёнка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах - черном и красном, притом красный - только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага.
Были и плакаты получившие во время Великой Отечественной войны, что называется, вторую жизнь, благодаря своей неослабевающей актуальности.
К таким относится плакат «А ты записался добровольцем?», созданный художником Дмитрием Моором в июне 1920 года, во время Гражданской войны в России.
Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА. Сам художник говорил о нём: «На этом плакате – красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами».
Есть версия, что плакат нарисован по подобию известного американского агитационного плаката Первой мировой войны. Существует мнение, что как и Джеймс Монтгомери Флегг, придавший Дяде Сэму собственные черты, Дмитрий Моор в образе красноармейца изобразил самого себя, по другой версии на плакате отображен его сослуживец Д. А. Трофимов. Также возможно копирование тематики плаката «Отчего вы не в армии» 1919 года белогвардейских армий Деникина и Колчака, который в свою очередь является перерисовкой итальянского плаката 1917 года «Выполните все свои обязанности!», автор Лучано Мауцан. Сравнивая «красный» плакат с «белым», Артемий Лебедев отмечал: «Сложно избавиться от ощущения, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности — все их плакаты блёкнут на фоне красной агитации».
Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.
С этой целью художники Ватолина Нина Николаевна и Денисов Николай Викторович создали в 1941 году плакат Не болтай!. На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ - не болтать. Емкий образ женщины откладывается в памяти и хорошо запоминается, что сделало возможным применение плаката и после Отечественной войны, в годы холодной войны. На плакате есть стихи С. Маршака: "Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены."
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза. Образ врага постепенно перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
Один из них создан в 1942 году художником Виктором Ивановым. На плакате изображен краснофлотец с автоматом и гранатой в руках, который призывает к атаке на врага. Плакат пронизан уверенностью, что враг будет разбит.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.
«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску.
«Как только будет взята Москва, , все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков…
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Одновременно с темой возмездия в художественных работах 1943–1945 годов всё чаще начинают звучать радостные ноты предчувствия победы. Появляются плакаты: «С праздником на нашей улице» (1943), «Разная картина вид Москвы и вид Берлина» (1944) и один из последних плакатов Дени «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945).
В отличие от скупой, сдержанной гаммы плакатов первого периода войны в этих плакатах краски звучат в полную силу. Художник выражает в них радость победы своей страны, разгромившей в тяжёлом поединке страшного врага.
Но закончить нашу виртуальную экскурсию хотелось бы совершенно особенной историей. В 1944 году советский художник Леонид Голованов создал военный агитплакат, которому суждено было стать одним из самых известных произведений данного жанра периода Второй мировой войны.
Улыбающийся боец на фоне движущейся на Запад колонны советских войск поправляет сапог. Во взгляде солдата светится уверенность в себе и своих товарищах. «Дойдём до Берлина!» — гласит плакат.
Произведение Леонида Голованова чрезвычайно удачно отразило дух времени. В войне наступил перелом, и в советском обществе укрепилась уверенность в окончательной победе в войне.
Человек, ставший прототипом героя плаката, внёс огромный личный вклад в Победу. Вот только ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет плаката «Дойдём до Берлина!».
Когда началась Великая Отечественная война, 30-летнего Василия вновь призвали в армию. Тяжесть первых месяцев войны он прочувствовал на себе сполна.
Чтобы бороться с сильным и опытным врагом, каким являлся немецкий вермахт, Красной армии требовались не просто мужественные и стойкие солдаты, но настоящие профессионалы военного дела.
В первые месяцы их в армии остро не хватало. Место тех, кто погиб летом и осенью 1941-го года, приходилось занимать тем, кто осваивал военную науку, что называется, методом проб и ошибок.
Василий Голосов оказался одним из таких. В начале июля 1942 года он стал бойцом 25-й гвардейской стрелковой дивизии. В августе 1942 года в боях по захвату плацдармов на реке Доне Василий Голосов проявил себя метким стрелком. На него сразу обратило внимание командование — опыт первого года войны показал, насколько важную роль играют на фронте снайперы.
Голосов стал зачинателем снайперского движения в дивизии, его ставили в пример другим бойцам. В сентябре 1942 года Василия Голосова отправили на всесоюзный слёт снайперов. Об этом мероприятии статью опубликовала «Правда», и имя Голосова в ней значилось в числе лучших советских стрелков. На личном счету солдата к тому времени было несколько десятков убитых фашистов.
Но 16 августа 1943 года во время боёв за село Долгенькое Изюмского района Харьковской области гвардии лейтенант Василий Голосов был убит осколком немецкого снаряда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в многочисленных боях, за уничтожение 422 гитлеровцев гвардии лейтенанту Голосову Василию Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Художник Леонид Голованов во время работы над плакатом «Дойдём до Берлина!» видел многочисленные фотографии Василия Голосова и решил, что именно его образ лучше всего подходит для реализации его задумки.
Так погибший герой продолжил воевать, поддерживая и укрепляя боевой дух своих товарищей.
После окончания войны Леонид Голованов вернулся к полюбившемуся образу, создав ещё один плакат, который хорошо известен и сегодня, — «Красной Армии — слава!».
На нём всё тот же улыбчивый боец, грудь которого украшают медали и ордена, стоит на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдём до Берлина!». Среди росписей солдат-победителей на стене видна яркая надпись «Дошли!».
Василий Голосов, благодаря художнику Голованову, обрёл бессмертие в образе солдата-победителя. И это, наверное, лучшая награда для героя.
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.