«Вспоминайте жену Лотову»
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию,
и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли.
Бытие 19: 24-25
Над безжизненным пространством вдоль юго-западного побережья Мёртвого моря на несколько километров простирается гора Содом. Её название напоминает о том, что, по всей вероятности, именно здесь четыре тысячи лет назад произошла описанная в Библии катастрофа: огненный дождь стёр с лица земли города Содом и Гоморру, погрязшие в разврате и жестокости.
«Вот в чем было беззаконие... : в гордости, пресыщении и праздности, … они руки бедного и нищего не поддерживали. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.» (Быт. 16: 49-50)
Из всех жителей возможность спасти себя и свою семью получил лишь единственный праведник – племянник ветхозаветного патриарха Авраама, Лот. Два ангела предупредили его о неминуемом бедствии, наказав уходить с домочадцами в горы и ни в коем случае не оглядываться. Однако жена Лота ослушалась. Женщина на несколько секунд прервала спасительный путь – она остановилась, чтобы бросить прощальный взгляд на полыхающий город, и… Застыла, превратившись в соляной столб!
Бегство Лота и его семьи из Содома смело можно назвать одним из классических сюжетов в изобразительном искусстве.
Лот и его семья чаще всего изображаются бегущими из города, они несут свои пожитки, иногда их ведут один или два ангела. Также присутствует жена Лота, обернувшаяся назад и превратившаяся соляной столб с человеческой головой (вариант: окаменевшая).
А на заднем плане горящий город Содом, на который падают с неба языки пламени или молнии.
Но в работе с классическими сюжетами есть сложность: слишком уж тяжело сказать здесь что-то новое, показать нечто, если не скрытое ранее, то незамеченное, оставшееся, что называется, за кадром основного повествования.
Картина, которую мы сегодня представляем вашему вниманию называется «Жена Лота. Бегство из Содома». Принадлежит она кисти пензенского художника Антона Павловского. На момент написания картины ему было 29 лет. Тем более удивительно обращение его к этому библейскому сюжету.
Из названия картины абсолютно понятно, кто является главным героем. Именно ослушание жены Лота и её непокорство божественному велению является главным уроком этого повествования, именно её пример выносят в назидание потомкам. «Вспоминайте жену Лотову» - этот рефрен не раз и не два прозвучит со страниц Библии. Она сама же навсегда останется безымянной.
Итак, вглядимся же. Лот с дочерьми изображены удаляющимися от горящих проклятых городов. Их одежды разноцветные - они живы. На их лицах ярко проступают эмоции. Сам Лот - воплощённое устремление... Он точно знает, куда идёт - вперёд, к рассвету. Дочери же пребывают в горе. Одна зажимает рукой рот - только не заплакать в голос. Вторая пытается закутаться в головное покрывало - отгородиться от несчастья, случившегося с ними, не видеть его, не слышать. Им больно, невыносимо тяжело - ведь оставляют за спиной они не только город и дом, но и любимых (обе они были помолвлены). Однако отец твёрдой рукой ведёт их к спасению.
Жена Лота только что оглянулась. Она ещё не превратилась в соляной столб, но уже не жива. Одежды её траурно-темны, лицо застыло неподвижной маской. Каких-либо эмоций прочитать невозможно. Мёртвое лицо. За ней разверзлась геенна огненная пожирающая Содом. Отсветы пожаров придают неподвижной безэмоциональности лица зловещее, отчасти дьявольское звучание. Неслучайно и оборачивается Лотова жена через левое плечо.
Интересно понять, что заставило жену Лота оглянуться? Касательно этого вопроса есть разные толкования. Одни из них говорят, что ей было интересно посмотреть, как город наказывается, другие говорят, что ей было жалко города, это был её родной город.
Но в любом случае то, что жена Лота обернулась, символизирует восстановление её связи с преступным городом. Ей следовало отделиться от мировоззрения Содома полностью и окончательно – «без оглядки». Именно поэтому ей было велено не оборачиваться. Из этого можно сделать вывод, что греховное начало победило в ней. Можно провести параллель между женой Лота и Евой, поскольку обеим им была показана вся мощь Бога и вся истинность его запретов, однако же они ослушались Его, склонившись в сторону греховности своих душ. И если для Евы соблазнителем стал змей, то для жены Лота - её прошлое – её родной город, олицетворяющий собой грех.
Обращаясь к тексту Книги Бытия, мы прочтём, что Лота и жену его ангелы вели за руки: «...мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (Быт. 19:15). На картине этого нет.
Вообще божественное присутствие мастерски передано через состояние неба: гнев Божий - это огонь сходящий с неба на проклятые города, уничтожающий их, стирающий с лица земли; любовь же Бога к людям - светлеющее рассветное небо, именно на рассвет и смотрит Лот, устремляя шаги свои прочь от греха, направляя в ту же сторону и своих дочерей, ограждая с одной стороны их рукой с посохом. И пусть прошлое колючими ветвями тянется заступить им путь — отец этого не допустит. С другой стороны защищать девушек должна бы мать, её Лот держал за руку ещё мгновение назад. Но вот она поддалась греху, обернулась — и не принадлежит более к числу спасшихся. Как трагичен, как скорбен этот разрыв, как внезапен он, как страшен. Лот ещё не осознал непоправимости происшедшего, только-только разомкнулись руки... а ведь он даже не имеет права обернуться, чтобы посмотреть, почему рука его опустела. Ему остаётся только одно - следуя по пути, указанному Богом устремляться к спасению жизни и души.
В Новом Завете, в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:
«Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
Вспоминайте жену Лотову.» (Лк. 17:28)
Почему Христос настоятельно советует всем нам почаще вспоминать жену Лотову? Совсем не для того, чтобы лишний раз осудить её. Оглядываться назад опасно — это касается и таких моментов, когда мы, под влиянием каких-то обстоятельств, начинаем вдруг «лелеять» картинки нашего греховного прошлого. Всплывают воспоминания прошедшей «сладкой» жизни, и мы, вместо того чтобы воззвать к Господу за помощью и двинуться дальше, вытаскиваем из своей памяти те или другие подробности, и вот уже на сердце ложится слой пепла, а то и слой упрямой закаменелости....
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.