В нашем космическом, электронном, интерактивном двадцать первом веке порой не обращаешь внимания на некоторые, самые обыкновенные вещи и предметы. В доме темно – нажимаешь выключатель – и вот яркий свет в комнате, нужно с кем-то пообщаться – ищешь телефон. Это всё так естественно и обычно. Простая ручка — совершенно обычный предмет обихода. Записал – и забыл, бросил ручку в ящик стола. А ведь история этой ручки, да и вообще история письма, очень интересна.
В давние времена у наших предков тоже была нужда в записях. Посчитать рабов, скот, урожай на полях, провести перепись. Всю информацию нужно было как-то сохранять, ведь человек, как бы внимателен он не был, не в состоянии запомнить большое количество цифр и имен в голове. И вот в долине Евфрата, там, где зародилась наша цивилизация, еще более пяти с половиной тысяч лет назад придумали делать записи на глиняных дощечках. В качестве пишущего инструмента шумеры использовали деревянные палочки, острые с одного конца и с лопаточкой на другом конце. Острием на влажной глине процарапывались знаки и символы, а лопаточкой можно было исправлять ошибки. Затем дощечка из глины отправлялась в печь, становясь после этого твердой. Такие записи могли храниться тысячелетиями, но были очень хрупкими.
Фараоны Египта тоже хотели рассказать о себе пару строк благодарным потомкам. В пирамидах на огромных каменных плитах сотни и тысячи изображений птиц и животных, неведомых знаков и геометрических символов. Это иероглифы. Каждый такой иероглиф может обозначать целое слово или предложение. Существовало порядка 6000 иероглифов. Искусство чтения и письма в Древнем Египте принадлежало только избранным: жрецы, ученые, сам фараон. Многие иероглифы расшифрованы в наши дни учеными – историкам. Иероглифы, вытесанные в камне, действительно неподвластны времени. Скрытые в толще камня, они не подвержены действию воды и ветра. В этих каменных плитах скрыт усердный многолетний труд рабов и жрецов. Сначала нужно было найти подходящий камень, потом обтесать его, сделав из валуна плиту. Далее грубыми бронзовыми зубилами вырубался грубый контур иероглифа, а затем наиболее искусные рабы острыми резаками осторожно снимали излишки камня. Так проходил год за годом. Смерть полагалась тому, кто испортит барельеф, ведь невозможно было стереть написанное.
Но, конечно никаких рабов и камней не хватило бы для всех указов, прошений и доносов. Для этих целей египтяне изобрели прообраз бумаги – папирус. Он изготовлялся из волокон одноименного растения, чем-то напоминавшего тростник. В качестве инструмента для письма использовали стилус – деревянную палочку. Чернилами служила смесь сажи и густого сока вишни.
В Древнем Китае тоже хватало ученых, поэтов, философов. И все они хотели, чтобы их творчество оставалось в веках. А император Поднебесной хотел, чтобы его повеления слово в слово доходили до самых дальних окраин страны. Поэтому письменность в Китае возникла тоже очень давно.
С развитием культуры и технологий Китай переходит на книги из бамбуковых палочек. А письма и послания пишутся на шёлке. Спустя несколько столетий появляется похожий на бумагу материал, его делают из волокон бамбука или отходов шёлкового производства. Такая «бумага» шероховатая и непрочная. Наконец, уже в нашу эпоху, трудолюбивым чиновником Цай Лунем был изобретен способ получения бумаги из древесины. И с той поры стройные столбцы иероглифов начали ложиться на бумажные листы. Возник целый вид искусства красивого написания символов – каллиграфия. Специальными кисточками из шерсти наносилась тушь. Лучшие писцы становились знаменитыми прославленными мастерами.
В Европе бумага появилась только в восьмом веке, через шестьсот лет после её появления в Китае. До этого Европа писала на листах пергамента – хорошо выделанной тонкой телячьей коже. Книги были очень редкими и еще более дорогими. Ведь, пока в 15 веке не изобрели печатный станок, монахи, скрипя перьями, в тесных кельях вручную переписывали каждую книгу. На изготовление копии мог уйти не один год.
Кстати, именно в Европе гуси стали служить не только в качестве праздничного блюда, но и еще как поставщики письменных принадлежностей.
Правильно заостренный кончик пера не рвал бумагу и оставлял ровный след. Но гусиные перья нуждались в постоянной правке, был создан даже специальный перочинный нож. Да и в негодность перья приходили очень быстро. На городских рынках их продавали целыми связками. Тем не менее, из-за простоты и дешевизны гусиные перья были в ходу до конца девятнадцатого века. А с начала века восемнадцатого у европейской элиты возникла мода на частную переписку.
Письменные приборы – чернильница, подставка для перьев, песочница с чистым речным песком для промокания излишков чернил, колокольчик для вызова слуги, пресс – папье, подсвечники – часто становятся настоящими произведениями искусства. Бронза, серебро, золото, слоновая кость – всё идет в дело. Наличие этих предметов становится совершенно необходимым в кабинетах знатных особ.
Ну а простой, умеющий писать люд, обходится восковыми табличками. На мягком воске можно делать записи, стирать их. Восковые дощечки не требуют чернил и бумаги. В качестве пера используется заостренная палочка. Восковые таблички недороги, их можно собрать из подручных материалов.
Хороши были гусиные перья – недорогие, лёгкие, но уж слишком часто приходилось доставать перочинный ножик и подтачивать их.
История перьевой металлической ручки начинается в первых годах девятнадцатого века. Ходит легенда, что первым изобрел металлический наконечник для пера некий ленивый, но находчивый слуга. Его хозяин был поэтом, или чиновником, много писал, и слуге постоянно приходилось подтачивать перья. И однажды слуга закрепил на гусином пере заостренный металлический наконечник. Хозяин остался доволен.
Конечно, такие первые перья часто рвали бумагу, и их нельзя было повторно заточить. А еще них не было продольной прорези и отверстия для воздуха. А без этих деталей чернила очень неравномерно сходили с пера, оставляя кляксы на бумаге.
Но уже к тридцатым годам позапрошлого столетия металлические перья начали постепенно вытеснять продукцию гусиных ферм. Вместо низкокачественного железа для наконечника пера иногда использовали сплавы на основе золота. Такие сплавы были очень износостойкими и практически не затуплялись. Появилась прорезь, воздушное отверстие. Корпуса ручек изготавливались из эбонита, серебра, золота, слоновой кости, красного дерева. Появились и массовые недорогие ручки. В истории письма изобретение металлического пера сыграло огромную роль.
Но у такой ручки еще оставался один недостаток. Её нужно было постоянно макать в чернильницу. Этот недостаток был устранен установкой в корпус ручки емкости с чернилами. Теперь чернильница стала на столе ненужным предметом. Но заправка чернилами требовала большой сноровки, да и нередко такие ручки протекали, оставляя на одежде синие пятна. Цена автоматических ручек, естественно, была намного выше их обычных сестер.
В наши дни перьевые авторучки пользуются спросом, более того, часто являются статусной вещью. Часто такие письменные приборы становятся предметом коллекционирования, а стоимость некоторых экземпляров доходит до сотен тысяч рублей. Качественная перьевая ручка – отличный подарок.
История письма будет неполной без рассказа о чернилах. Ведь именно их след мы видим на папирусе, шелке и пергаменте. Благодаря чернилам сохранились свидетельства современников Ивана Грозного, династии Бурбонов, эпохи Столетней войны.
Первые чернила изготавливали из сажи или золы сгоревшего дерева. Этот черный порошок смешивали с каким-либо связующим веществом – густым соком вишни или акации. Такие чернила были скорее похожи на тушь – очень густые, поэтому писать приходилось кисточкой. А при высыхании написанное могло исчезнуть – засохшая тушь часто отслаивалась от бумаги.
В Европе первые чернила появились приблизительно в начале первого тысячелетия. При раскопках в Геркулануме – погребённым под пеплом древнеримском городе – археологи нашли глиняную плошку с темным маслянистым осадком на дне. Как впоследствии оказалось, это была смесь сажи и оливкового масла.
До наших дней дошло достаточно много рецептов приготовления древних чернил. В ход шла сажа, патока, мёд, отвар коры зеленых грецких орехов, ягод бузины и черники. В отвар добавлялось железо, чтобы предотвратить выцветание написанного.
Хорошие чернила получались благодаря древесному паразиту орехотворке. Она откладывает яички в ткани листа дуба, а дерево, защищаясь, окружает их специальной оболочкой. Эти шарики – галлы – толкли в ступе, добавляли медный купорос, воду и клей.
Чтобы получился красный цвет, использовали киноварь – порошок минерала, из которой получают ртуть, или драгоценный пурпур. Красные чернила стоили очень дорого. Только в девятнадцатом веке химики смогли разгадать секрет приготовления их приготовления. Чернила стали производиться в промышленных масштабах, а цена их очень снизилась. Да и цветовая гамма стала богаче.
Если есть чернила, то появилась необходимость где – то их хранить.
Так появилась чернильница.
Чернильницы – сосуды, в которые во время письма окунают перо или перьевую ручку.
В коллекции Музея хранятся несколько экземпляров чернильниц советского периода, в том числе и чернильницы - непроливайки. Как они выглядят и почему они так названы?..
Чернильницы - непроливайки имели воронкообразное горлышко, которое не позволяло чернилам вытекать наружу. Первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы, которые загибали краешки чернильницы внутрь. Жидкость при наклоне не вытекала из такого сосуда, попадая в углубление загиба. В 40-х годах появились и пластиковые образцы с откручивающимся верхом. Это позволяло вымыть чернильницу и удалить мусор, попадавший внутрь.
Послевоенное время отличалось большим дефицитом многих вещей. Писали в основном простыми карандашами, а сами чернильницы были далеко не у всех. Но если были, то их очень берегли. Стоящей на парте чернильницей пользовались оба ученика, попеременно обмакивая свои перьевые ручки…
Чернильницы-непроливайки просуществовали в школах до конца 70-х годов, когда на смену перьевым пришли шариковые ручки.
Использованы материалы сайта: http://solla.site/2018/istoriya-pisma-evolyuciya-pismennyx-priborov/