Ежегодно, 1 октября, во всём мире принято праздновать День рождения почтовой открытки. Именно в этот день, в 1869 году вышла в свет первая корреспондентская карточка, которая была отпечатана в Венской типографии. В эпоху всеобщей компьютеризации, высокоскоростного интернета и сотовой связи, человек всё больше дорожит каждой минутой. Сегодня важен быстрый обмен информацией, в этом нам помогают различные мессенджеры и социальные сети. По данной причине бумажная открытка начинает терять свою актуальность. На сегодняшний день, мы воспринимаем её как атрибут праздника или поздравления и предпочитаем вручать лично в руки. Хотя ещё несколько десятилетий назад, накануне Нового года или какого-либо другого праздника, все почтовые отделения были переполнены цветными карточками с добрыми и милыми сердцу пожеланиями.

 

Почтовая открытка ("Открытое письмо") "Музыканты", Художник Н. Ушакова, Редактор Л. Акимова. 1-ая обр. типография имени А. А. Жданова. Изогиз, СССР, 1955 г.

О чём раньше писали люди, какие сюжеты открыток были наиболее популярны? Какова история создания первой почтовой открытки? В чём же ценность таких посланий на сегодняшний день? Приглашаем Вас окунуться в загадочный и удивительный мир старинной почтовой открытки из фондов Музейно-выставочного центра города Заречного.

Почтовая открытка, Germany import, производство Германия, 1944 год

В прошлом, почтовая открытка выполняла довольно важную функцию и была создана из практических соображений, для обмена информацией между людьми. По сути, она являлась тем же «мессенджером», только ХIХ — ХХ веков. Известно, что почтовые отправления в начале прошлого столетия доходили до адресата гораздо быстрее, чем современные. Из Петербурга в Москву, письма как правило приходили на следующий день, а в пределах одного города, письмо от одного человека к другому отправлялось в течении нескольких часов. Удивительно, но одну и ту же открытку можно было переслать друг другу 2-3 раза за день. Такие сообщения пользовались колоссальной популярностью во всём мире: сотни тысяч сюжетов, каждый из которых печатали тиражом до 2-3 тысяч экземпляров! Тысячи почтовых карточек ежедневно разлетались по всему миру!

Почтовая открытка, "Сердечные пожелания в День рождения", Germany import, производство Германия, 1940-е гг.

Если вернуться к истории создания почтовой открытки, то впервые она появилась в Австро-Венгрии в 1869 году под названием - «карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками. Эта идея приглянулась коммерсантам, которые стали выпускать открытки с военными сюжетами в промышленных масштабах. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии и других стран начали выпуск подобных открыток.

Почтовая фото-открытка, P-S Paris, производство Франция, начало ХХ в.

Почтовая открытка ("открытое письмо"), J.A. Grondahi, производство Финляндия, начало ХХ в.

Почтовая открытка ("открытое письмо"), "Arched bridge of Sumiyoshi temple, Osaka", производство Япония, начало ХХ в.

Почтовая открытка "Счастливого Рождества", производство Латвия, 1930-е гг. ХХ в.

1874 год стал годом международного признания открытки на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Был установлен единый международный размер открытки – 90 на 140 мм, хотя уже в 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. До сих пор для почтовых отправлений используются оба варианта.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"), Российская империя, начало ХХ в.

Почтовая открытка в России впервые появилась 26 марта 1872 года и первоначально называлась «открытое письмо» - это особый вид почтовой карточки, которая могла отправляться по почте без конверта. Позднее, данное словосочетание в русском языке заменят одним словом  - «открытка».

Почтовые открытки ("Открытые письма"), Российская империя, начало ХХ в.

В России пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была официально разрешена 19 октября 1894 года. На тот момент так называли простой бланк, на одной стороне которого находился адрес, а на другой – сам текст послания. До 1895 года иллюстраций на российской открытке не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает». Иллюстрированная открытка, или «артистическая карточка», как ещё её называли, имея ввиду наличие на открытке какого — либо изображения, создаваемого художниками, появилась немного позже – в 1895 году, когда была отменена монополия государства на производство открытых писем. На тот момент рисунки размещались на той стороне, где и сам текст послания, а сторона адресата по прежнему оставалась чистой. А с 1904 года в России и во всё мире стали производить уже привычные нам открытки со всевозможными красивыми изображениями, размещёнными на одной из сторон карточки.

Почтовая фото-открытка ("Открытое письмо"), Фотогр. Б. Вальдман, Пенза, Российская империя, начало ХХ в.

В 1904 году почтовыми властями России был установлен новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить сообщение, а справа – только адрес и почтовую марку. С 1909 года название «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Почтовая открытка ("Почтовая карточка") "Кисловодск. Водопад на реке Ольховке", Российская империя, 1914 г.

Рубеж ХIХ — ХХ веков стал «золотым веком» российской открытки.  Именно в этот период они пользовались огромной популярностью и спросом, иллюстрации на почтовых карточках стали тематическими и у отправителя появилась возможность подобрать открытку по душе и по случаю. Спрос был таким большим, что Российские производители с ним не справлялись, поэтому часть открыток до Первой мировой войны печаталась за рубежом.

В России было создано множество издательств, специализировавшихся на выпуске почтовых открыток, крупнейшими из них были – «Общество Св. Евгении», «Ришар» и «Кнебель».

Почтовая открытка ("Открытое письмо"). Из серии "Третьяковская галерея". Репродукция картины П. А. Сведомского. "Медуза", Российская империя, 1906 г.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"). Из серии "Русский музей Императора Александра III". Репродукция картины О. С. Журавлёва, "К венцу", отпечатано в типографии Р.М.И.А., Российская империя, начало ХХ в.

Открытки изготавливались в основном способом шелкографии, литографии, а также фотографическим путём. Чёрно-белые фото-открытки мастерски раскрашивались вручную акварелью. Для отделки использовались технологии  тиснения и высечки

Почтовая открытка ("Открытое письмо") "С новым годом!", Российская империя, 1908 г.

Не только лицевая, но и адресная сторона открытки заслуживает особого внимания. Зачастую она мастерски превращалась художниками в произведение графического искусства.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"). Из серии "Русский музей Императора Александра III"., отпечатано в типографии Р.М.И.А., Российская империя, начало ХХ в.

Популярной тематикой почтовой открытки в начале ХХ века являлось изобразительное искусство. Репродукции картин известных художников, хранящиеся в Третьяковской галерее, в Русском музее Императора Александра III, выпускались на почтовых карточках большими тиражами. Особым спросом пользовались такие жанры, как пейзаж, портрет и жанровая сцена. Так же, часто выпускались открытки с портретами известных в России людей - членов императорской семьи, писателей и актёров.

Почтовая открытка из серии "Русский музей Императора Александра III". Репродукция картины Р. Г. Сухоаского, "Штиль", Российская империя, начало ХХ в.

Почтовая открытка ("Открытое письмо") с изображением Великой Княжны Татьяны Николаевны, Российская империя, начало ХХ в.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"). Репродукция картины Бронников Ф. А. "Гимн пифагорейцев уходящему солнцу", Российская империя, 1907 г.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"), "Его императорское Величество Государь Император Николай Александрович", издательство "Салонъ", Санкт-Петербург, Российская империя, начало ХХ в.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"), "Ея императорское высочество Великая княжна Ольга Николаевна", издательство "Главный складъ для всей России", Санкт-Петербург, Российская империя, начало ХХ в.

Самым частым поводом для отправки почтовой открытки было поздравление с праздником. Главным праздником в России и в Европе было Рождество, так же очень часто друг друга поздравляли с Пасхой, с Днем ангела и с Новым годом.

Почтовая открытка "С днёмъ ангела", Российская империя, начало ХХ в.

Почтовая открытка "С днёмъ ангела", Российская империя, начало ХХ в.

"Золотой век" российской почтовой открытки закончился после революции: тогда индустрия просела по экономическим и политическим причинам. Открытка вдруг становилась пережитком буржуазного строя.

Позднее, начиная с 30-х годов ХХ в. вновь начинается массовый выпуск почтовых карточек. Связано это было с тем, что почтовую открытку признали действенным средством пропаганды для нового политического строя.

Почтовая открытка ("Открытое письмо"), "Крым. Ливадия. Санаторий им. товарища Сталина", издательство "Фото Крым-кино", Ялта, Крым АССР, 1938 г.

Почтовая карточка, "Крым. Форос", издательство "Крымфототреста", Симферополь, 1939 г.

Очень важны были иллюстрированные почтовые карточки в период Великой Отечественной войны, их выпускали даже в блокадном Ленинграде.

В послевоенное время, в особенности в 1950–1970-е годы, распространение почтовых карточек вновь становится глобальным, в Советском Союзе наладили массовое производство поздравительных открыток. Над сюжетами популярных открыток работали сотни художников и фотографов, а офсетный способ печати позволил выпускать открытки в немыслимых количествах. Огромными тиражами их выпускали издательства «Изогиз» и «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, ассортимент быстро расширялся: возвращались открытки со сказочными сюжетами, появлялись карточки с изображениями достижений прогресса и результатов труда. Особым спросом пользовались открытые письма с животными и пейзажами.

Почтовая открытка "Да здравствует 1 мая - международный день трудящихся!", Художник Е. Гундобин, типография "Госзнак", СССР, 1953 г.

Почтовая открытка "С новым годом!", Художники Н. Смоляк и В. Сигорский, Изогиз, СССР, 1956 г.

Почтовая открытка "Мне учиться очень нравится..", Художники Б. и Е. Ухановы, Изогиз, СССР, 1954 г.

Почтовая открытка "Григорий Иванович Котовский", художник Н. Кузнецов, Изогиз, СССР, 1955 г.

Так же особой популярностью пользовалась серия почтовых фото-открыток, посвящённая Советскому кино и театру. Фото-карточки любимых актёров украшали самые видные места в домах советских граждан.

Почтовая открытка "Е. Самойлов", "Ростовское книжное издательство", СССР, 1954 г.

Почтовая открытка "На подмостках сцены артистка Л. Юдина", издательство "Артель Бытработник" г. Тамбов, СССР, 20 июля 1956 г.

Почтовая открытка "Тихий дон. Уход Григория от Аксиньи", издательство "Облфототрест" г. Тамбов, СССР, 1958 г.

Почтовая открытка из серии "Балет", художник В. А. Власов, издательство "Художник РСФСР", 1959 г.

В 1960-х годах почтовые открытки становятся ещё более красочными, а их тематика охватывает все стороны жизни людей. В них отражаются события, изменения и достижения, происходящие в жизни страны, например  -  освоение космоса. В эти годы выпускалось самое большое количество открыток с символами государственной власти: красная звезда, красный флаг, серп и молот, Московский Кремль и Спасская башня.

Почтовая открытка "Белка и Стрелка", СССР, 1960-е гг.

Обратите внимание на довольно редкую почтовую карточку из фондов МУК "МВЦ" под названием - "Куба. Гавана. На посту", выпущенную в ответ на Кубинский кризис, произошедший в 1962 году. Можно сделать вывод, что почтовая открытка всегда являлась отражением политических событий, происходящих в государстве.

Почтовая открытка "Куба. Гавана. На посту". Фото В. Киврина. "Экспериментальная типография ВНИИПП", Изогиз, СССР, 1964 г.

Почтовая открытка "Да здравствует 1 мая!". Художник А. А. Горпенко. Издание Министерства связи СССР, 1962 г.

Тема Великой Отечественной войны, как и в 1950-е годы, всё так же находит отражение на советских открытках 1960-х годов. Выпускаются целые серии коллекционных почтовых карточек с изображением агитационных плакатов военного периода, пионеров - героев, поздравительные открытки к Дню Победы.

Почтовая открытка "Родина - мать зовёт!", Издательство "Советский художник", Москва, 1961 г.

Почтовая открытка из серии "Пионеры-герои, Волков Валерий", Художник Я. Котляров, Издательство "Советский художник", Москва, 1969 г.

Почтовая открытка "9 мая. День Победы", Художник А. А. Антонченко, Издательство "Воениздат", Москва, 1969 г.

Так же, в период 1960 - х годов начинают выпускать почтовые карточки с известными героями советских мультипликационных фильмов.

Почтовая открытка "Буратино увидел в чернильнице муху, сунул туда нос и посадил на бумагу кляксу", Художник Л. Владимирский, Издательство "Советский художник", Москва, 1967 г.

В период 1970-х - 1980-х  годов советская почтовая открытка находится на пике популярности. Создаётся множество издательств, где массово и большими тиражами выпускаются карточки на любой вкус и цвет. Открытка становится частью жизни советского человека, а традиция отправления такого послания по почте - уже привычным занятием. Почтовые отделения по всей стране были буквально заполнены этими красивыми картонными письмами. Что интересно, "открытые" письма были посвящены не только поздравлениям с различными событиями и праздниками, но и присутствовали абсолютно различные темы: любви, дружбы, здоровья. В открытках могло например сообщаться о смерти родственника, либо о рождении внука. Памятные карточки с изображением достопримечательностей, всегда спешили отправить друзьям и близким из поездок по другим городам.

Почтовая открытка "С праздником!", Фото И. Дергилёва, Издательство Министерства связи СССР, 1971 г.

Почтовая открытка "С праздником. 8 марта!", Художник Б. Пармеев, Издательство Министерства Связи СССР, 1971 г.

Почтовая открытка "Гостиница "Рига"", Фото А. Рязанцева, Издательство Министерства связи СССР, 1973 г.

Почтовая открытка "Москва. Проспект Калинина", Фото А. Рязанцева, Издательство Министерства связи СССР, 1972 г.

В 1980-е годы в моду входит фотооткрытка. На почтовых карточках изображались всевозможные композиции и букеты из живых цветов. На новогодних фото открытках изображались сказочные сюжеты с Дедом Морозом, а также еловые ветви с игрушками, серпантином, горящими свечками и бокалами шампанского.

Почтовая фото-открытка "Пионы", Фото Г. Костенко. Издание Министерства Связи СССР, 1983 г.

В начале 1990-х годов снова появляются открытки «С Рождеством» и «С праздником Святой Пасхи», как созданные современными художниками, так и скопированные со старинных открыток.

Почтовая открытка "С праздником Святой Пасхи!", Издательский центр "Марка", Россия, 1995 год

Почтовая открытка (копия с открытки начала ХХ в.) "В гостях хорошо, а дома лучше!", Ленинград, Издательство "Нива", 1991 год.

С появлением современных средств связи, век бумажной почтовой открытки уходит в историю. Старинные открытки становятся музейными экспонатами. Это частица безвозвратно ушедшей эпохи - в них есть особенное очарование и душевное тепло, они до сих пор хранят в себе воспоминания и написанные от руки послания. Интересно, будет ли кто-нибудь потом так же хранить наши электронные письма, SMS сообщения и фотографии в социальных сетях? Что останется после нас?

Почтовая открытка "С днём рождения!", Издательский центр "Марка", Россия, 2004 год

Почтовая карточка сувенирная в ретро-стиле из собрания Государственного центрального музея современной истории России "Как на линейке перед строем, мы пионеры всей страны, клянёмся: помним вас, герои, и делу вашему верны!", Художники Г. Никитина, Э. Рапопорт, Россия, 2010 - е гг.