Резьба по дереву является одним из древнейших видов художественной обработки древесины. Она уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приёмов и способов обработки дерева, как самого простого и распространённого материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далёкие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же дерево удобно обрабатывать и заготавливать. На протяжении многих веков и даже тысячелетий человек украшал свои дома изделиями из резьбы: посуду и другие предметы домашнего обихода, игрушки и даже культовые предметы.

В России резьбу по дереву называли «резным делом». Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков и кляпышей. Рези часто расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности и нарядности в крестьянской избе. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочный терем. Ритмичные растительные узоры, кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один ряд с шедеврами мировой архитектуры.

На сегодняшний день существует множество разновидностей резьбы по дереву, выделяемых в зависимости от способа резания древесины и внешних особенностей изделий. Строгой классификации нет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Плосковыемчатая и геометрическая резьба.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.

Шкатулка в технике плосковыемчатой и трёхгранной резьбы по дереву. Автор - Илюхин С. (из фондов МУК "МВЦ")

Трехгранно-выемчатая резьба.

Одной из разновидностей плосковыемчатой геометрической резьбы является трёхгранно-выемчатая резьба. Она состоит из целого ряда геометрических узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции. Это самый древний вид геометрической резьбы и самый распространённый, что вполне понятно: ведь резьба выполнялась всего одним инструментом.

Доска разделочная декоративная в технике трёхгранной резьбы по дереву. Автор - Грехнёв С. Н. (из фондов МУК "МВЦ")

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов «розетка» - был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок X -XII веков.

Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы – «треугольники». Имея в своем арсенале этот геометрический элемент, народные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.

Контурная резьба.

Определение понятия «контурная резьба» говорит о том, что это разновидность орнаментального искусства, которое было широко распространено еще в XV веке. Контурно-рельефная резьба присутствовала на предметах многих народов. Считается, что легче освоить данный вид техники после изучения геометрической и кудринской техник. Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы подразумевает создание углубленных линий с помощью специальных стамесок и ножей. Главное для новичков – освоить штрихи-порезы, с помощью которых и будет создаваться композиция. Существует два этапа в работе: надрезание и подрезание. Сначала острым ножом водят по рисунку, создавая контуры. Для этого прилагают определенные усилия. И нож обязательно следует держать под небольшим углом. А затем уже производится подрезка линий рисунка, для этого нож в руке наклоняют в другую сторону.

Шкатулка "Терем" с элементами контурной резьбы по дереву. Автор - Дубцов Ю. В. (из фондов МУК "МВЦ")

Шкатулка "Церковь" с элементами контурной резьбы по дереву. Автор - Дубцов Ю. В. (из фондов МУК "МВЦ") 

Заоваленная резьба.

В резьбе нет определённых азбучных фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определённым сюжетно-тематическим содержанием.

Абрамцево-кудринская резьба.

Одно из направлений заоваленной резьбы по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века. Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый прием растительной орнаментальной резьбы. В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям. В 1890 году в деревне Кудрино, был создан собственный кудринский стиль резьбы, получившей название «плоскорельефной заоваленной резьбы», в просторечии – «кудринки». Особенностью данного стиля является растительный орнамент, плавные округлые формы которого мягко выступают над фоном, подрезаемые особым способом. Заоваливание рельефа придает орнаменту четкость и одновременно округлость, пластичность. Мастер выполняет композиции, составленные из отдельных орнаментальных элементов: веточек, завитков, форм, напоминающих птичьи перья, схематизированные силуэты птиц. Вместе с декорированием изделий рядами соседствующих элементов орнамента, мастер составляет из них композиции, несущие образную нагрузку. Так, веточки на одной из шкатулок выстраиваются в ряд, будто поросль молодого леса, на верхушках веток появляются птицы, вся композиция обретает поэтический смысл.

Чаша и ваза в технике кудринской резьбы по дереву. Автор - Егорушкин В. А. (из фондов МУК "МВЦ")

Ваза декоративная "Жар-птица" в технике кудринской резьбы по дереву. Автор - Шепелев А. Ф. (из фондов МУК "МВЦ")

Прорезная резьба.

Принцип прорезной резьбы заключается в том, что узоры наносятся путем полного удаления фона, то есть на дощечке небольшой толщины или листе фанеры выполняются фигурные отверстия. Поэтому такую резьбу называют пропильной или ажурной. Выполняется она методом сверления и выпиливания. Выполненные прорезной резьбой узоры визуально выглядят воздушными и очень красивыми, напоминающими кружева. Причем приемы выполнения узоров достаточно простые, поэтому с древних времен она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Прорезная резьба может быть геометрической, контурной и заоваленной.

Отдельно следует сказать о накладной резьбе. По сути, это та же прорезная техника, однако, ее смысл заключается в изготовлении отдельных ризных деталей (орнаментов), которые впоследствии крепятся к сплошной доске столярным клеем или маленькими гвоздиками. Правда, чаще всего она комбинирована с рельефной резьбой.

Чаша декоративная "Заречному 40 лет" в технике рельефной резьбы по дереву с элементами прорезной резьбы. Автор - Московцев И. А. (из фондов МУК "МВЦ")

Рельефная резьба.

Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Техника заключается в том, что сам узор (рисунок) формируется путём выборки фона вокруг него. Эта выборка может быть равномерной по глубине. Формируемый узор и фон вокруг него будут стандартными по всей площади композиции. Различают барельефную резьбу - резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу - с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Рельефная резьба (особенно горельефная) привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции. Если плоскорельефная резьба характеризуется некоторой приглаженностью, то горельефная - это настоящий ландшафт в миниатюре, со своими возвышенностями и впадинами, это уже приближение к фантазиям природы. Мастера рельефной резьбы создают настоящие шедевры, задействуя в своих работах элементы всех видов - прорезной, геометрической, контурной, скульптурной резьбы. Именно соединяя в композиции все виды резьбы, можно добиться совершенства в данном виде творчества.

Блюдо декоративное в технике плоскорельефной резьбы по дереву. Автор - Филиппов Ю. Б. (из фондов МУК "МВЦ")

Тарелка декоративная с изображением городского музея в технике горельефной резьбы. Автор - Каргин А. (из фондов МУК "МВЦ")

Тарелка декоративная с изображением городской библиотеки в технике горельефной резьбы по дереву. Автор - Сыренков А. В. (из фондов МУК "МВЦ")

Декоративная тарелка с изображением центра "ЛАД" в технике горельефной резьбы. Автор - Шумин М. (из фондов МУК "МВЦ")

 

Ваза декоративная "Розы" в технике горельефной резьбы по дереву. Автор - Егорушкин В. А. (из фондов МУК "МВЦ")

Тарелка декоративная "Яблоко" в технике горельефной резьбы с элементами кудринской резьбы по дереву. Автор - Илюшин С. (из фондов МУК "МВЦ")

Скульптурная (объёмная) резьба.

Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура рассматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф. В этой технике выполняют и маленькую детскую деревянную игрушку и крупную - выше человеческого роста станковую или декоративную скульптуру. Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптура, бытовая утварь. Деревянная скульптура - хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы.

Бюст "Старушка" в технике скульптурной резьбы по дереву. Автор неизвестен. (из фондов МУК "МВЦ")

Статуэтка "Цапля" в технике скульптурной резьбы по дереву. Автор - Егорушкин В. А. (из фондов МУК "МВЦ")