Всем с детства знаком хрусталь. Многие могут вспомнить бабушкины серванты, до отказа заставленные хрустальной посудой. Коллекция постоянно пополнялась и использовалась только по особому случаю, для некоторых "особо ценных" предметов этот случай так никогда и не наступал. В России хрусталь всегда ценили и любили, у нескольких поколений он неизменно оставался символом роскоши, достатка в семье, желанным подарком, а так же очень выгодным вложением денег. Хрусталём одаривали высокопоставленных особ и в царское время, и в советский период. В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия его производство стало массовым. Хрусталь так прочно обосновался в повседневной жизни советских граждан, что ни один праздник не мог обойтись без сверкающих салатников, вазочек и бокалов.
Что же на самом деле представляет собой хрусталь? Название происходит от слова «кристаллос», которое использовали греки. Так они называли природный минерал - кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Сначала из него делали линзы для разжигания костров, но позднее заметили, что чистый кварц без посторонних примесей очень красив внешне. Поэтому минерал стали использовать для изготовления различных предметов. В России производить изделия из кварца начали примерно с XIII века. Первая мануфактура была построена в городе Гусь-Хрустальный. В современном виде хрусталь появился в XVII веке в Англии. Там впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело прозрачность, сверкание граней и необычную мелодичность.
В 1764 году в Пензенской губернии с распоряжения императрицы Екатерины II был основан Никольско-Бахметевский хрустальный завод. Со временем он превратился в знаменитое предприятие в России и заслужил честь - стать поставщиком Императорского двора. Имея лучшие образцы зарубежного стекла, привозимые из Европы владельцами Бахметевыми «для обучения и развития вкуса», великие мастера не только смогли повторить их, но и создали изделия в своей неповторимой манере. В послереволюционные годы завод, лишившись своего хозяина, был национализирован и стал называться «Красный гигант».
В постоянной экспозиции Музейно-выставочного центра вы можете увидеть вазу из хрусталя, изготовленную на Никольском заводе «Красный гигант», которая принадлежала Проценко Михаилу Васильевичу. Она была выполнена по индивидуальному заказу Пензенского приборостроительного завода специально к 70-летнему юбилею Михаила Васильевича в 1984 году.
Художественная ценность вазы, представленной в нашем музее определяется уникальной формой декорирования, известной в России под названием «мальцевской» грани. Изделие украшено геометрическим рисунком, составленным из таких элементов огранки, как «камни», «розетки» и «звезды». В начале прошлого века в России была разработана собственная художественная система гранения – так называемый «русский камень», такие изделия считались особенно драгоценными. Создание такой вазы – это филигранный по своей сложности и очень трудоёмкий процесс. Прежде, чем засверкать множеством граней, она должна пройти несколько этапов производства и ручной обработки.
Главная составляющая стекла-кварцевый песок, нагревая его с другими химикатами получают тягучую жидкость, которую можно формировать или выдувать в определенную форму. При добавлении двуокиси свинца можно получить свинцовый хрусталь, он значительно податливее и по его поверхности можно вырезать сложный рисунок. Правильный хрусталь, содержит 24% оксида свинца. От процентного содержания оксида свинца зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.
Хрустальную основу варят при высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах. Из жерла стекломассу достают длинной трубкой и переносят к форме, постоянно переворачивая и подкручивая, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе ваза разлетится на мелкие кусочки. Дальше заготовка будет остывать в печи почти сутки.
На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцевская грань, заставляющая хрусталь блистать множеством оттенков. Работа шлифовщика очень тонкая, тут глаз-алмаз нужен: все линии должны быть выверены до миллиметра, чтобы не испортить рисунка. На алмазном круге шлифовальщики вручную разрезают хрустальное стекло, постепенно покрывая вазу замысловатыми узорами. Кольца, ромбы, восьмигранники плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность.
Чтобы грань стала прозрачной, нужна химическая обработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.
В самом центре вазы, можно увидеть портрет Михаила Васильевича Проценко, выполненный на белом фоне синими красками в технике росписи по эмали, которая использовалась на Никольско-Бахметевском заводе ещё в 1 четверти XIX века мастером Вершининым А. П. Этот декоративной элемент делает вазу уникальной в своём роде, ведь второй такой нет и не будет. Конечно же ценность данного предмета заключается не только в его исполнении, но и в том, что эта ваза принадлежала человеку-легенде, первому директору градообразующего предприятия нашего города, который большую часть своей жизни посвятил его развитию.
Со временем хрустальную посуду стали считать пережитком советского прошлого, в моду вошло обычное стекло и простые лаконичные формы. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрыли свои производства. Так в 2008 году было остановлено производство завода «Красный гигант», а в 2010 году он был распродан по частям, не дожив до своего 250-летия четыре года.
Но сегодня хрусталь опять набирает популярность, дизайнеры со всего мира уделяют ему особое внимание и вписывают в самые модные интерьеры. В настоящее время особенно популярен цветной хрусталь. Цвета получают путем применения различных добавок: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний, зелёным хрусталь делает окись меди.
Хрустальная посуда и другие предметы могут прослужить не одно десятилетие. Но для этого требуется тщательный уход. Если соблюдать несколько рекомендаций для поддержания красоты и качества:
- Мыть изделия нужно только в прохладной воде, ни в коем случае не в горячей.
- При мытье хрусталя нужно отказаться от порошковых средств, например, от соды. Такие средства могут вызвать повреждения.
- Мыть хрустальную посуду нужно только руками. О посудомоечной машине в этом случае придется забыть.
- Чтобы избежать потускнения, нужно примерно раз в месяц протирать изделия уксусом, разведенным спиртом. А лучше делать это чаще.
- Нельзя вытирать хрустальные предметы жесткими тряпками, которые могут оставить на них царапины.
Предметы из хрусталя обладают особой энергетикой и теплом. К ним всегда приятно прикасаться и держать в руках. Хрусталь всегда был и будет украшением дома. А хрустальная посуда станет центральной изюминкой в сервировке праздничного стола.