Новый год стремительно приближается, во многих домах уже начинают наряжать ёлки – главный символ праздника. Новогодние игрушки имеются в каждой семье, кто-то наверняка найдет в них экземпляры, доставшиеся ещё от бабушек и дедушек, и хранящие память об ушедшей советской эпохе. Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка - хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. В фондах нашего музея бережно хранится новогоднее украшение – старый добрый «Дед Мороз», сделанный в технике ватного папье-маше в 1960-х годах на Воронежской фабрике игрушки.
Дед Мороз – главный символ российского Нового года. В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам. Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на самой первой новогодней елке в Доме Союзов. 1 января 1937 года, впервые, место рядом с Дедом Морозом заняла его внучка и помощница - Снегурочка, героиня народных сказок и оперы Римского-Корсакова (ни сказки, ни опера не имели никакого отношения к Новому Году). Тем не менее Дед Мороз и Снегурочка тут же появляются в виде многочисленных елочных украшений.
Подставочные «подъелочные» фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленные из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Каждое лицо сказочного дедушки раскрашивалось вручную, и было абсолютно индивидуальным, в том числе зависело от настроения художника – какие-то дедушки были веселее, какие-то отличались более серьезным нравом.
В высоту наш Дедушка Мороз достигает 42 сантиметров, но были и большие фигуры до 1 метра. Подъёлочные фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек. Несмотря на то, что каждый дед Мороз был индивидуален, стоил он не дорого, от 50-ти копеек до 2-х рублей. К примеру: буханка хлеба в то время стоила 2 рубля, а коробок спичек - 1 копейку. Так, что выбрать Деда Мороза можно было не только по размеру, но и по кошельку. Дед Мороз, после покупки, становился полноправным членом семьи. Его бережно хранили в картонной коробке, или чемодане, доставая лишь на новогодние торжества. Дед Мороз стоял под елкой в каждой советской квартире. Его традиционные аксессуары – посох, елочка и мешок с подарками. Из его мешка чаще выглядывают медведи, пупсы, конфеты. Вместо посоха в руке у Деда Мороза могла быть даже книга. Нос и щеки добродушного старичка чаще всего раскрашивали розовой краской, чтобы сделать его румяным. Советский Дед Мороз мог носить и ушанку, так он больше напоминал переодетого папу или дедушку. Такой Дед Мороз выглядил максимально реалистично, ведь в Советском Союзе не было чудес, и подарки дети должны были заслужить хорошей учебой и примерным поведением.
Когда же в Росии впервые начали производить ёлочные игрушки из ваты? И почему был выбран именно этот материал?
Ватные игрушки впервые появились в начале XX века, как альтернатива дорогим стеклянным украшениям. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Под Рождество многие дамские журналы рассказывали читательницам, как сделать фигурку из ваты своими руками. Выдержка из журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».
В двадцатых годах прошлого столетия советская власть увлечённо боролась с религиозными праздниками и в результате отменила и празднование Рождества и его главный символ — украшенную ёлку. В тридцатые годы эта борьба стихла, и мирной жизни стало больше. Большевики решили возродить для детей праздник Нового года. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. По технологиям елочные украшения 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Само собой разумеется, любая религиозная тематика, типа херувимов, должна была быть исключена. Однако Деда Мороза, как сказочного персонажа оставили. Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд. Белая и пушистая, вата так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.
Удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов. В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек. Среди них И.А.Русаков, работавший в артели «Все для ребенка» и щедро делившийся секретами мастерства.
Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. «Снег» получали путём разбивания специально изготовленного тончайшего стеклянного шара. Игрушка мерцала и искрилась, создавая впечатление, будто бы она покрыта снегом.
Позже, если симметрия и округлость фигурки позволяла, процесс изготовления игрушек был частично автоматизирован. Были созданы станки для намотки ваты, а также был придуман метод горячей штамповки. Однако, полностью механизировать процесс изготовления ёлочных украшений не получилось. На рубеже 60-х годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. В 70-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности. Так же они оказались не такими долговечными, так как краска быстро слезала с пластмассы.
Традиция ставить эти большие фигурки под ёлку сохранилась до нынешних времён. Только сегодня многие предпочитают ставить под ёлку зарубежных Санта-клаусов и оленей, которые в изобилии представлены на прилавках Российских магазинов. Но не стоит забывать про старых добрых, исконно русских Деда Мороза и Снегурочку. Сделанные вручную из ваты, эти фигурки несут в себе неповторимую теплоту, ведь только ручная работа может выразить индивидуальность мастера, придать украшению изысканность и своеобразную энергетику.