Каслинское литье – один из видов исконно русского промысла. Удивительные по фактуре чугунные литые художественные предметы являются объектом охоты коллекционеров и антикваров. Несмотря на то, что каслинское литьё изготавливается из тяжеловесного чугунного сплава, оно обладает невероятной легкостью и ажурностью.
Появлению легендарного искусства способствовало удачное расположение основных литейных мощностей на Южном Урале, где в 1746 году возникло первое чугуноплавильное железоделательное заводское предприятие. Основателем завода стал купец из Тулы Яков Коробков.
До начала XIX века Каслинский завод выпускал только сортовое железо. В канун войны 1812 года к основной продукции добавилось чугунное литье: пушечные ядра и картечь. Наличие богатейших запасов чугуна, древесины и формовочных песков с уникальными свойствами позволило заводу в 1843 году приступить к производству чугунного художественного литья, которое во второй половине XIX века обрело мировую известность. Большую роль в этом сыграли различные российские и международные выставки, благодаря которым предприятие получило почти два десятка самых высоких наград. Участие и победа на Общероссийском конкурсе в 1897 г. дало право мастерам ставить на своих произведениях государственное российское клеймо с изображением двуглавого орла.
Настоящий триумф ожидал Каслинский завод в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Экспозиция художественных изделий была размещена в чугунном литом павильоне высотой 6,5 метров, за что и получила Гран-при. Разработчиком проекта стал российский архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен. Главным предметом стала скульптура, символизирующая Россию, автором которой являлся талантливый скульптор Николай Акимович Лаверецкий. На этой выставке специалисты признали каслинское литье феноменальным явлением в истории мирового художественного чугунного литья. Высокая художественность моделей, отменное качество, виртуозная обработка и покраска, дающая глубокий черный цвет с ровным «сатиновым» блеском, – все эти качества превращали каждую чугунную отливку в подлинный предмет искусства. Чугунный павильон получил наивысшую награду конкурса – Гран-при. Впоследствии он был признан ЮНЕСКО мировым шедевром.
После революции 1917 года для каслинского литья наступили тяжёлые времена - профиль основного производства не раз менялся: завод производил детали для машин, мясорубки и корпуса для боеприпасов.
Только в 1957 году началось восстановление производства с использованием дореволюционных техологий. Возглавил процесс советский скульптор, сын знаменитого литейщика Семен Михайлович Гилев. За сорок послевоенных лет каслинские мастера, периодически представлявшие свои произведения на отечественных и зарубежных выставках, получили множество наград. Художественное литье поставляли в Великобританию, Голландию, Японию, США и другие страны.
Отличительные черты и признаки каслинского литья:
При создании каслинского литья мастера использовали специфическую, авторскую разработку краски для покрытия. В среде экспертов она известна, как «голландская сажа».
В фондах музейно-выставочного центра хранится множество образцов каслинского литья советского периода - предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры и предметы быта, произведённые на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, Челябинской области.
Одним из таких предметов является блюдо – «сухарница» под названием «Рельеф – птички и музыкальные инструменты», изготовленное на Каслинском заводе в 1950-х годах и выполненное по всем канонам художественного чугунного литья.
Данный предмет когда-то служил потрясающим украшением обеденного стола, так же его можно было повесить на стену в качестве панно. В центре блюда имеется необычайно графически чёткое изображение райских певчих птиц, сидящих на ветке цветущего дерева, под ними расположены старинные музыкальные инструменты.
Не смотря на свою тяжеловесность оно смотрится достаточно легко и воздушно, благодаря ажурным краям и ручкам с изящным растительным и цветочным орнаментом. Данный шедевр имеет четыре литых ножки, прикрепленных снизу, за счёт чего сухарница достаточно устойчива и практична. Размеры изделия: 38 х 31,5 сантиметров.
С обратной стороны просматривается клеймо Каслинского завода. Для современных антикваров наличие клейм – верный метод идентификации настоящего литья от Каслино. Зная историю клейм, безошибочно можно определить время изготовления изделия и понять, действительно ли предмет антикварный. Антикварное каслинское клеймо имеет собственные особенности: имеющийся базовый (основной) знак отличия с наименованием родного заводского предприятия. Оно обрамлялось рамкой по типу прямоугольника и включало в себя: дату изготовления модели (год отливки), сокращенное наименование предприятия, личные данные мастера (не во всех случаях). А начиная с 50-го года прошлого столетия, в клейма включался индивидуальный код формовщика.
Технология производства каслинского литья:
Художественная продукция завода выполняется вручную, с использованием традиционных технологий чугунного литья.
Чугун – сплав железа с углеродом;
Литье - получение изделий путем заливки расплавленного металла в специальные песчано – глинистые формы.
Каслинские песчано – глинистые смеси из Лазаретского и Конского карьеров обладают комплексом уникальных свойств: пластичностью (способностью идеально воспроизводить рельеф поверхности модели), хорошей газопроводностью (способностью пропуская газы, мешающие металлу заполнить пустоты), огнеупорностью, малой теплопроводностью и прочностью.
Изготовление изделий каслинского литья – процесс сложный, трудоемкий, требующий от исполнителей особых знаний, умений и навыков. Весь процесс разделен на несколько последовательных операций, каждую из которых выполняет узкий специалист высокой квалификации.
Операция 1. Создание авторской модели.
Модель лепится из мягкого материала – воска, пластилина, редко – из глины. Законченную работу автор или специалист – модельщик переводит в гипс, затем в бронзу. Большая часть моделей разборная.
Операция 2. Подготовка литейной формы.
В зависимости от характера модели литейная форма выполняется по двум традиционным технологиям:
а). формовкой по – сырому (Применяется для плоских изделий или плоских частей объемных изделий: ажурных решеток, садовой мебели, тарелок, шкатулок, рельефов, медалей, подставок для круглой скульптуры.)
б). кусковой формовкой. (Применяется для объемных изделий: скульптурных групп, статуэток, бюстов, некоторых видов канделябров и т.д.)
Каслинские объемные отливки традиционно пустотелые. Для достижения пустотелости создается стержень. После изъятия модели внутри кусковой формы остается полностью соответствующая ей полость. В центре полости формовщик укрепляет крестообразный каркас, а нижнюю и верхнюю половины формы плотно заполняет стержневым составом - формовочной смесью с добавлением клеевых веществ (чаще – декстрина). Совместив, а затем разъединив половины формы, мастер получает «слепок» модели, который аккуратно извлекается и подсушивается. Затем поверхность слепка в нескольких местах прокалывается специальными кнопками. На глубину прокола (около 3 – 5 мм) со слепка снимается верхний слой. Готовый стержень закрепляется внутри кусковой формы. Прорезаются литниковые каналы. Половины опоки скрепляются. Кусковая форма готова к отливке. В обеих технологиях форма используется только один раз.
Операция 3. Заливка расплавленного чугуна в приготовленные песчано – глинистые формы.
Его задача – обеспечить должное распределение расплава внутри формы и отследить режим постепенного охлаждения отливки для сохранения ее целостности. Остывшая отливка вынимается из опоки, из нее через специальные отверстия удаляется стержневая смесь. Перед механической обработкой отливка еще раз обжигается для уменьшения твердости поверхности при механической обработке (чеканке).
Операция 4. Чеканка и сборка изделий.
После отливки на поверхности изделия остаются литники, швы на месте соединения кусков формы. Требуется дополнительно проработать рельеф поверхности, соединить отдельно отлитые части и детали. При помощи большого набора инструментов мастер, чья работа сродни искусству ювелира, приводит изделие в полное соответствие с авторским образцом. Отдельно отлитые детали собираются воедино без видимых соединительных стыков. Чеканка поверхности, выполненная опытным мастером, способна сообщить фактуре поразительную реалистическую достоверность.
Операция 5. Покраска изделий.
Для каслинских изделий из чугуна традиционно используется специальная черная краска на основе голландской сажи, дающая матовую поверхность и позволяющая ощутить объемность и пластику изделия. Краска наносится вручную, в три слоя. Каждый слой закрепляется путем термической обработки.
Современные литейщики из Каслино сохраняют традиции предков. Но истинных профессионалов, можно «пересчитать по пальцам». Чтобы хоть немного приблизиться к мастерству легендарных умельцев, современные мастера каслинского литья учатся около 15-20 лет. На сегодняшний день на заводе работает около 160 человек. Ассортимент предприятия составляет более 1300 наименований. С заводом активно сотрудничают скульпторы из Москвы, СПб и других городов. Художественная продукция завода продолжает выставляться на различных российских и зарубежных выставках. Каслинские фонарные столбы, ворота, скамьи, цветочницы и другие изделия украшают многие российские города, в том числе Москву и Санкт-Петербург. В 2013 г. завод изготовил около 500 фонарных столбов для благоустройства города Сочи к Зимней Олимпиаде. Специалисты отмечают, что Каслинский завод, которому официально принадлежит знаменитый бренд «Каслинское литье», является сегодня единственным в стране и одним из немногих в мире, где до настоящего времени сохранились знание традиции и старинные технологии художественного чугунного литья.
Для подготовки статьи использовались материалы сайтов:
https://antikzone.ru/kaslinskoe-litje-istoriya-kollektsionnoe-znachenie
https://nkhp.ru/association/company/6/
https://kasliart.ru/history/tekhnologiya-proizvodstva/