Назовите вещь, которая сопровождает вас в течение дня. Уверены, первой на ум придёт кружка. С кружкой ароматного кофе мы встречаем утро, черпаем вдохновение и новые силы в обед, расслабляемся вечером перед сном. Именно кружка всегда стоит на рабочем столе рядом с компьютером. А кокой ценностью обладает чаепитие в кругу семьи, друзей и близких! Посмотрите на свою любимую кружку. Радует ли она внешним видом? Насколько хорошо она держит тепло? Можно пить чай из стеклянной чашки и даже не подозревать, как много вы теряете. Эксперты утверждают: самый вкусный травяной чай заваривается именно в фарфоровой посуде. Секрет материала – его нейтральное отношение к продуктам. В фарфоровой чашке травы раскрываются во всей красе, поэтому ощущается настоящий вкус и аромат листов смородины, мяты и мелисы. Даже обычная ромашка «звучит» в фарфоре совсем по-другому! У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.
Волшебство рождения фарфора завораживает даже искушенного зрителя. Сложный, хрупкий материал проходит через множество манипуляций, прежде чем стать готовым произведением искусства, украсить стол или присоединиться к коллекции.
Фарфор — это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из кварца, полевого шпата и глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров). Смесь получается белой и очень пластичной.
Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов — точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.
Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу — фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури — перед вами точно фарфор.
По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым. Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется. Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.
В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок. Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым.
Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора. Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля.
До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV вв. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.
Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе. В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России "куриозное художество ввести и распространить", особенно такие, для производства которых будут использованы не привозные, а имеющиеся в Российской империи материалы.
При Елизавете Петровне предпринимались попытки узнать секрет китайского фарфора и организовать его производство в Царском селе близ Петербурга. Только лишь в 1747 г. талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому.
В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать стол. С 1765 г. Невская мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. В семидесятых годах XVIII в. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. Екатерина II обратила свое внимание на отечественный фарфор, замыслив превратить завод в коммерческое предприятие и предмет российской гордости.
Русский фарфор — это не одно имя, необходимо отметить старинные мануфактуры всемирно известных марок: Гарднеровский фарфор, Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, и, конечно, Гжель.
Кузнецовский фарфор считается одним из национальных брендов, давно получивших всемирную известность. Производить его начали в 1832 году, в местечке Дулёво. В отличие от Императорского завода, который постоянно поддерживался царской властью и создавался на деньги, выделенные из казны, Кузнецовский фарфоровый завод был детищем семьи Кузнецовых – выходцев из крестьян-старообрядцев. Начав свой бизнес с нуля, к ХХ веку родовой клан владел уже самым крупным в Российской империи. Достичь таких результатов Кузнецовым удалось в тяжёлой борьбе с конкурентами, уделяя большое внимание внедрению в производство всевозможных технических новшеств. С 1902 года М. С. Кузнецов — «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В качестве признания заслуг, Кузнецов получил от императорского двора право использовать символ государства – двуглавого орла. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже. Фарфоровые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке и других странах.
В конце ХIХ века куцзнецовские сервизы стояли в каждом доме – от крестьян до дворян. Многие историки считают, что именно благодаря производству семьи Кузнецовых обычные люди могли наслаждаться фарфором, который раньше считался привилегией богатых людей.
В экспозиции Музейно-выставочного центра вы можете встретить старинный фарфоровый чайный сервиз на 16 предметов. По информации, полученной от бывшего владельца, сервиз был изготовлен на заводе М. С. Кузнецова в последней трети ХIХ века. Чайный сервиз состоит из чайника, сахарницы, сливочника, вазы для конфет и шести чашек с блюдцами.
Все предметы выполнены из тончайшего фарфора, повсеместно украшены рельефами и подглазурной росписью с растительным орнаментом в виде нежнейших мелких зелёно-коричневых веточек с розово-голубыми цветами и вкраплениями золотой окантовки.
Подглазурная роспись заслуживает отдельного внимания, так как занимает важное место в чарующем мире росписи фарфора. В отличие от классической надглазурной росписи, в подглазурной технике краски наносятся на поверхность фарфора, прошедшего первый обжиг около 850 градусов. Затем изделие покрывается прозрачной глазурью и после подвергается высокотемпературному обжигу в 1300-1400 градусов. Благодаря специальным подглазурным краскам «высокого огня» и технике обжига на фарфоровых изделиях возникают тонкие, слегка туманные изображения в приглушённой палитре мягких, необыкновенно глубоких тонов. Подглазурная роспись чрезвычайно сложна в исполнении – цвет красок после обжига может непредсказуемо поменяться, а мастер имеет право на ошибку, ведь изменить нанесённую линию или пятно на полусыром фарфоре не так-то просто. Соблюдение всех нюансов технологии требует от художника большого опыта, тонкого чувства материала и колоссального мастерства.
Чайный сервиз относится к периоду наивысшего расцвета Кузнецовского фарфора и является характерным образцом последней трети ХIХ века. Матвей Сидорович Кузнецов старался следить за вкусами покупателей и выпускать товары для любой аудитории, оплачивая обучение своих мастеров художественной росписи в Строгановском училище. Именно в этот период Кузнецовский фарфоровый завод начинает производить посуду, стилизованную под фарфор западноевропейских производителей. Благодаря глине высшего качества и специальной обработке продукция считалась одной из лучших в Европе.
Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.
Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар - и они не потеряют свой вкус.
Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать в руке.
Фарфор прослужит вам долго, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не потемнеет, не впитает влагу и грязь. Фарфоровый сервиз составит вам наилучшую кампанию в семейном чаепитии!