У знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена есть замечательная история о пере и чернильнице: «Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают другие, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы!.. Грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях… Просто невероятно даже!»

 

 

Да, из неё появились на свет многие произведения мировой художественной литературы. И хотя не все советские школьники стали писателями и поэтами, на каждой парте было углубление с чернильницей. Современным школьникам трудно представить, что до появления шариковых ручек писали чернилами и перьевыми ручками. Процесс был не из лёгких, особенно для первоклашек. В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, ломалось. Писать чернилами было сложно, после нескольких написанных букв ручку снова опускали в чернильницу. Главное было, обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не поставить кляксу. Уроки чистописания входили в программу начальной школы.

 

 

В советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо. Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом. Так, внешняя сторона овала строчной буквы «а» писалась с нажимом, внутренняя сторона должна была наноситься тонкой линией. Вертикальная часть ножки буквы – с нажимом, а изгиб и элемент соединения с последующей буквой должен был в виде тонкой линии. И это только одна буква. Прописные буквы с завитками и округлыми формами – это настоящие «китайские иероглифы»!

 

 

После окончания уроков чернильницу аккуратно ставили в портфель или забирали с собой, так как в класс приходила вторая смена. Для того, чтобы чернила не пачкали портфель и всё его содержимое, чернильницу модернизировали – так появились знаменитые советские «непроливайки». В фондах Музейно-выставочного центра имеется множество образцов чернильниц-непроливаек различного года выпуска и из различных материалов: есть очень удобные, карболитовые, с отвинчивающейся крышкой, керамические и стеклянные. Кстати, первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы. Изготавливая стеклянные сосуды для чернил, они стали загибать края внутрь и при переворачивании чернила попадали в глубину загиба и не выливались.

 

 

Особенность советской чернильницы-непроливайки заключается в необычном горлышке, которое представляет собой направленную внутрь ёмкости конусообразную воронку. Благодаря остроумной и простой конструкции наполнить «непроливайку» чернилами очень просто, а вот вылить их обратно практически невозможно. Если сосуд перевернуть, то чернила перетекают из нижней части в верхнюю, но остаются внутри, не пачкая руки, одежду, стол и парту. Не правда ли, удивительное изобретение?!

 

 

Непроливайка не закрывалась, но при этом чернила из неё действительно не проливались, хотя школьники носили их с собой в своих портфелях. Нужно было как следует постараться, чтобы вылить из такой чернильницы хоть каплю. Но так было только тогда, когда чернил было налито немного, и устройство быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь «огреть» по спине или голове или прокатиться зимой на портфеле вместо санок?! Поэтому часто случалось, что чернила разливались внутри, пачкался портфель, содержимое, а потом и руки при попытке всё это вытереть. Для чернильниц шили специальные мешочки и складывали отдельно от остальных предметов.

 

По рассказам дедушек и бабушек, непроливайки имели ещё одно коварное свойство – в них попадало всё, что оказывалось под рукой и проходило в горлышко: соринки, кусочки бумаги, камешки и даже мухи. Достать их оттуда, вычистить и вымыть было просто невозможно – приходилось покупать новую. Поэтому в 1940-х годах появились пластмассовые «непроливайки», у которых верхняя часть откручивалась. Тогда их легко можно было очистить от всего, что туда засунули школьники.

 

 

Шариковые ручки в СССР появились в широком обиходе в шестидесятых годах. Однако школьникам было разрешено писать ими лишь в середине семидесятых. Первыми ими стали писать старшеклассники, а затем только остальные учащиеся. Долгое время новый «гаджет» был под запретом в советской школе, так как считалось, что только с помощью перьевой ручки возможно выработать каллиграфический почерк и приучить ученика к аккуратности.