Не многие знают, что в экспозиции Музейно-выставочного центра города Заречного есть старинный музыкальный инструмент конца XIX в. Это фисгармония – язычковый клавишно-пневматический духовой музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Это один из тех инструментов, которые ассоциируются только с прошлым. Сегодня его редко можно встретить в католических церквях, или в составе оркестров, где уже самой музыкальной композицией предусмотрено его участие. Внешне у фисгармонии есть сходство с пианино. Однако нельзя путать эти два инструмента, относящиеся к разным семействам. Фисгармония, в отличие от пианино, духовой музыкальный инструмент, где звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
История фисгармонии насчитывает столетия. Впервые фисгармония была изготовлена в 1818 г. в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовал целый ряд подобных конструкций музыкальных инструментов, сделанных многими мастерами в первой четверти XIX в. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь в начале 40-х гг., после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял в основном свой современный вид. Фисгармонии производились не только в европейских странах, но и в странах Востока (например, Китае, Японии).
Фисгармония из фондов Музейно-выставочного центра города Заречного была произведена в 1896 г. американской компанией «WILCOX&WHITE». Интересен факт, что и сегодня инструмент XIX в. находится в рабочем состоянии. Компания «WILCOX&WHITE» была основана в 1876 году в Меридане, штат Коннектикут. Фирма построила множество пианино и органов в конце 19-го и начале 20-го веков, но их специальностью были игровые пианино и игровые органы.
Они создали линейку игровых тростниковых органов под названием "Симфонический орган Уилкокса и Уайта", которые были очень сложными и опережали свое время. На рубеже веков фирма выпускала более традиционные игровые пианино под торговыми марками "Wilcox & White", "Artrio-Angelus" и "Vesper". Компания прекратила свою деятельность еще до эпохи Великой депрессии.
В России тоже было несколько небольших фабрик и мастерских в Петербурге, Киеве, Москве, Бологом, производивших новые и ремонтировавших старые фисгармонии. Одним из крупнейших поставщиков фисгармоний являлся Ю. Г. Циммерман. Фисгармония была популярна среди немецких поселенцев на территории Российской империи. Этот инструмент находился почти в каждом доме в немецких деревнях, расположенных в районе Клебан-Быка в Донецкой области вплоть до 1938 года.
Сохранились воспоминания о выдающемся импровизаторском таланте М. И. Глинки, исполнявшем на фисгармонии свои фантазии в полифонической технике. На фисгармонии любили играть П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Последний был большим поклонником этого инструмента.
Со 2-й трети ХХ века популярность фисгармонии падает. Сегодня этот инструмент выпускается в небольшом количестве.
По форме фисгармония напоминает пианино уменьшенных размеров. Клавиатура – фортепианного типа. Необычным в строении инструмента является то, что он имеет наборы голосовых планок с проскакивающими металлическими язычками разной длины и толщины, которые могут свободно проскакивать в отверстия. Они включаются с помощью выдвижных рычагов-переключателей. Движение данных язычков обуславливается воздушной струёй, отсасываемой мехами (так называемая американская система). С данной целью музыкант должен по очереди нажимать на две педали, которые находятся внизу инструмента.
Характерным для фисгармонии является довольно монотонное и спокойное звучание. На этом инструменте хорошо звучит сопровождение в выдержанных гармониях, мелодичная сосредоточенная музыка. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения.
Фисгармония состоит из следующих основных частей: педалей, мехов, отсасывающих воздух, амортизационного меха-камеры, выравнивающего подачу воздуха и делающего его равномерной, ряда голосовых планок и воздушных каналов к ним, клапанов, клавиатуры (регистры и створки). Для более тонкого исполнения динамических оттенков применяются системы створок (открывающихся и закрывающихся регистров, расположенных над клавиатурой) и рычагов, управляемых коленями исполнителя.
Сегодня звучание этого инструмента воспроизводят многие современные синтезаторы и другие электронные клавишные инструменты. Но повторить живой, мягкий и мелодичный звук настоящей фисгармонии практически невозможно.