Друзья! Сегодня в рубрике «Музейный калейдоскоп» мы расскажем о легендарном советском фотоаппарате ФЭД, который является одним из экспонатов выставки «Конец прекрасной эпохи». Мало кто знает, что первая модель «ФЭДа» была создана руками воспитанников детской трудовой коммуны. Первый малоформатный фотоаппарат «ФЭД» появился в СССР в 1934 году. Его появлению предшествовала увлекательная история.
Начнём немного издалека. После Октябрьской революции 1917 года отлаженная царская система благотворительных учреждений в России была полностью разрушена, а после Первой Мировой и Гражданской войн в Советской России резко выросло число беспризорников. Так, к 1923 году их было около четырёх миллионов. Осенью 1921 года председатель ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликс Дзержинский возглавил комиссию по улучшению жизни детей. Именно «железному Феликсу» приписывают авторство создания детских колоний для малолетних преступников.
В детских трудовых колониях детей предлагали учить без уроков, или вообще ничему не учить. К счастью, на тот момент в советской педагогике возник метод детского самоуправления, предложенный и реализованный на практике – Антоном Макаренко. Он применял принцип самоорганизующегося организма, где уравновешивающими моментами были труд, учёба и творчество. В 1928 году он возглавил Детскую трудовую коммуну НКВД Украинской ССР им. Ф. Э. Дзержинского, расположенную под Харьковом.
Между собой воспитанники называли свою колонию «страна ФЭД» - по инициалам самого известного в СССР чекиста. Удивительно, но это факт – именно силами несовершеннолетних воспитанников этой коммуны началось производство компактного, очень прочного и недорогого легендарного отечественного плёночного фотоаппарата, который получил имя «ФЭД», в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского и в честь тех, чьими руками он создавался.
Первоначально в 1932 году при коммуне был запущен завод по сборке электроинструментов. Воспитанники быстро освоили производство прототипа первой советской электродрели. Первые удачи позволили существенно усложнить задачу – было решено собирать фотоаппараты. Инженеры, оптики, конструкторы недоумевали: несмышлёные мальчишки будут делать такую сложную технику? Фотоаппарат состоял из 80-ти деталей, которые собирали вручную! Но воспитанники коммуны не подвели – к концу года было собрано 10 первых камер. Их преподнесли в дар советскому руководству. А когда эксперты подтвердили их отличное качество, фотоаппараты пошли в серийное производство. Так, в 1934 году было выпущено уже 1800 портативных «ФЭДов», а в 1935-ом – 15 тысяч. Фотоаппарат «ФЭД» был в 30-е годы настоящим чудом техники, учитывая, что собрали его 13-летние ребята, имея в распоряжении самые примитивные инструменты!
Существует мнение, что камера «ФЭД» – это точная копия немецкого фотоаппарата «Leica» образца 1925 года. Якобы наши инженеры просто разобрали германский механизм и в точности повторили его устройство.
Существенным отличием конструкции советской фотокамеры было то, что сняв заднюю крышку, плёнку мог зарядить даже начинающий фотолюбитель, в то время как в немецкой модели зарядка кассеты производилась в нижней части корпуса, что доставляло множество неудобств и занимало много времени. Фотоаппарат постоянно совершенствовался, в месяц с конвейера сходило по 18 тысяч экземпляров. Удобный, компактный, очень прочный и недорогой фотоаппарат стал всенародным любимцем, вытеснив громоздкие и тяжелые старые камеры. Благодаря успешному производству, коммуна, которая была на хозрасчёте, жила довольно безбедно, ведь прибыль с продажи «ФЭДов» полностью покрывала затраты на содержание завода, общежитий, школы, а ещё ежегодно приносила государственной казне 5 миллионов рублей. За счёт заработанных денег воспитанники коммуны путешествовали по стране, ездили летом на море, посещали музеи и театры. Однако к середине 30-х годов успешный экономический опыт Антона Макаренко пришёлся не ко времени, так как НЭП и хозрасчёт в стране начали сворачивать. Коммуну скоро превратили в завод, а повзрослевших коммунаров – в рабочих. Макаренко в 1935 году оставил педагогическую деятельность, уехал в Москву и занялся литературой.
Запущенный в производство ФЭД ещё долгое время был популярен у фотолюбителей, став символом советской фото-индустрии. Производство не останавливалось даже во время Великой Отечественной войны – для военных целей выпускался «Командирский ФЭД». В послевоенное время массовое производство в Харькове возобновилось. Фотоаппарат «ФЭД-2», с возможностью диоптрийной поправки, разработали в 1955 году. Позже добавили синхроконтакт, автоспуск с временем работы 9-15 сек. В 1969 году появился рычажный взвод с блокировкой недовзвода, новый корпус и уменьшенная база дальномера. Тираж "ФЭД-2" составил 1632600 штук.
В фондах Музейно-выставочного центра есть 2 модели фотоаппарата «ФЭД»: «ФЭД 3» и «ФЭД 4». Первый выпускался в 1961-1979 годах. По сравнению с моделью «ФЭД 2» увеличилась длина выдержки, добавился замедлитель для второй шторки, за счет чего получились длинные выдержки диапазоном от секунды до пятисот. Увеличился размер камеры по вертикали. Выпущено 2086825 экземпляров. В экспортном исполнении камера называлась «Revue-3».
В 1964-1980 годах выпускались модели «ФЭД-4» и «ФЭД-4к» с встроенным несопряженным селеновым экспонометром, что добавило размеров по вертикали. Выпущено 633096 шт. Экспортный вариант носил название Revue-4.
Последней моделью, разработанной заводским КБ, стал «ФЭД-6». Это был дальномерный фотоаппарат, уровень которого значительно превышал его предшественников. Но в серийное производство он не попал, так как в 90-е годы не выдержал конкуренции с дешевыми и простыми заграничными «мыльницами». В настоящее время на заводе, где выпускался «ФЭД», производят авиа-детали.
Фотоаппарат был настолько популярен, что с ним связано несколько легенд. Например, одна история произошла во Франции. Когда советская делегация любовалась Парижем с высоты Эйфелевой башни, одна женщина случайно выронила фотоаппарат. Французы, стараясь её утешить – обещали подарить новую фотокамеру. Но женщина, улыбаясь, попросила спуститься вниз и принести ей «ФЭД». Поражённые французы не могли понять, как фотоаппарат продолжал работать, упав с огромной высоты? Потом долго уговаривали продать им «непробиваемую» фотокамеру. В итоге, обменяли её на ящик французских духов «Шанель №5».
Для обычного человека старые фотоаппараты «ФЭД» покажутся ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотокамер. Но для настоящего фотолюбителя легендарный «ФЭД» - целое сокровище. В руках профессионала с помощью старенького фотоаппарата рождаются настоящие, живые и уникальные снимки.