Друзья! В преддверии Международного женского дня, рубрику «Музейный калейдоскоп» мы решили посвятить одному из самых необходимых и распространённых предметов женского обихода - фартуку. Сегодня ему отведена совсем другая роль, чем даже сто лет назад. Его используют в основном на кухне, чтобы защитить одежду при приготовлении пищи. Хотя ранее во многих сёлах передник являлся неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма. Его называли фартуком и «запоном», надевали и поверх сарафана, и поверх понёвы. Этот элемент костюма зачастую носили только замужние женщины.
В фондах Музейно-выставочного центра города Заречного хранится старинный ситцевый фартук – «запон». Он был сделан вручную мастерицами из с. Кнаевка, Городищенского района Пензенской области в 20-х годах XX века.
Традиционная крестьянская одежда села Канаевка конца XIX - начала XX веков была очень разнообразна, так как его жители являлись не коренными уроженцами Сурского края. По приказу первого настоятеля монастыря в Звенигороде Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, на Пензенские земли были переселены крестьянские семьи с Пошехонья (Подмосковье) и Мещеры (Рязанская область). Сначала пошехонцы и мещеряки жили обособленно и мало общались между собой. Но с течением времени стали образовываться смешанные семьи, что повлияло и на изменение одежды крестьян Канаевки.
Канаевский женский сарафанный комплекс вобрал в себя черты как северных, так и южных районов. Традиционный женский костюм села Канаевка имел в старину название «мохры», полученное от названия украшения на запоне (фартуке) в виде шёлковой бахромы.
Запон имеет достаточно сложную конструкцию и делится на 2 части – верхнюю в форме трапеции «грудку» и нижнюю, сшитую из прямоугольного полотнища, присборенного на талии. Необходимо отметить, что сшит передник полностью ручным способом. Верхняя часть всегда шилась двойная: на домотканом подкладе, для придания изделию формы.
Особенностью запона было то, что верхняя часть - «грудка» шилась из однотонных фабричных тканей разного цвета, а нижнее полотнище шилось из двух полос особой домотканой ткани в полоску с вытканной широкой клетчатой красной каймой на подоле. Для грудки использовали однотонный дорогой материал, обычно атлас или шёлк, тёмно-зелёных, ярко-жёлтых, сиреневых, бордовых тонов.
Верхняя часть запона из фондов МУК «МВЦ» выполнена из барановского ситца с ярким растительным орнаментом. Красный барановский платок был символом девичьей красоты на Руси на протяжении всей первой половины ХХ века. Знаменитый Барановский ситец получил такое название по фамилии владельца известной в ХIХ – ХХ вв. Троицко-Александровской мануфактуры братьев Барановых. Существовавшая на фабрике смешанная техника отделки тканей позволяла использовать своеобразный способ набивки: сначала на ткани, окрашенной в традиционный красный цвет, на машине печатали бледные розовые цветы, а затем вручную наносился основной орнамент. Неповторимые узоры русских умельцев гремели на весь мир. Яркий красный цвет барановских платков не выгорал на солнце и не линял. Сочетанием жёлтого, синего, зелёного цветов создавались красочные декоративные узоры.
Еще одна особенность канаевских запонов состоит в том, что у них были не завязки, а особые пояса с пуговицами из красиво отстроченной ткани (у праздничных запонов бывали и из позумента). Такой пояс назывался «покромка». Он проходил немного выше линии талии, чтобы не закрывать красивый плетёный пояс. На линии груди, на талии и по низу фартука пришивались манжетки – кисти из чёрного или молочно-бежевого бисера или стекляруса, либо бахрома из шёлковых нитей («мохры»). Эта отделка очень гармонировала с тёмно-синим или красным сарафаном, оттеняя яркую цветовую гамму запона. Что интересно, бретелей у такого передника не было, а вместо них была небольшая лямка с пуговицей, которая пристёгивалась под «промцами» (лямками) сарафана.
В Канаевке существовало несколько вариантов ношения фартука - запона. Костюм просватанной невесты включал в себя передник из домотканой тёмной ткани без каких-либо украшений. Свадебный наряд невесты после венца украшался запоном с бисерными украшениями – манжетками. Повседневный женский костюм включал в себя передник, украшенный шёлковыми мохрами. На основании этих данных можно сделать вывод, что запон из коллекции музейно-выставочного центра относится к повседневному костюмному комплексу, так как его грудка украшена традиционной шёлковой бахромой «мохрами» фиолетового цвета фабричного производства.