Мы продолжаем рассказ об интересных экспонатах нашего музея.
«…И сколько бы лет на земле не прошло,
Сколько бы зим на земле не мело,
Сколько бы жизней не кануло в сон,
В памяти жить будет тот патефон...»
Татьяна Снежина, «Патефон», 2016 г.
Сегодня мы представляем вашему вниманию "устройство воспроизведения звука" - старинный патефон. Он был подарен музею художником Александром Григорьевичем Верещагиным . Сейчас патефон украшает новую экспозицию «Конец прекрасной эпохи» и является довольно редким экспонатом.
Название «патефон» происходит от названия фирмы-производителя: Пате и является переносной версией грамофона. Это - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.
Аппарат скомпонован в виде чемоданчика, внутри которого спрятан рупор, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Он был широко распространён в 50-х годах прошлого столетия.
Самым большим достоинством патефона была его мобильность. Поставить его можно было куда хочешь: на стол, на стул, на тумбу, на постель, выносить на крылечко, во двор и ставить на скамейку в палисаднике у дома. «И тотчас вокруг собираются знакомые и незнакомые любители музыки, слушают, пересматривают пластинки в коробке, выбирая по вкусу и желанию, прося её поставить следующей», - вспоминает хозяин патефона.
Его можно было носить в руке, как небольшой дорожный чемоданчик. Брать с собой к знакомым или друзьям на вечер танцев под патефон. Обслуживал его кто-то из не танцующих или стеснительных, меняя стёршиеся иглы, дающие о себе знать нарушением чистоты звука, характерным трением или «хрипом»…
А самое приятное — это замечательное устройство не зависит от электричества или батареек, а только от раскручивающейся пружины, вращающей диск.
Патефоны постоянно совершенствовались, создавались суперкомпактные модели, и хотя их компактность шла вразрез с улучшением качества их звучания, такие модели были особенно популярны на фронте во время Великой Отечественной Войны. До сих пор в некоторых семьях можно встретить бережно хранимый трофейный патефон! Делали даже крошечные проигрывающие аппараты, умещающиеся в кармане. Пластинки для патефона тиражировались и продавались повсеместно, они производились во многих странах мира, из них создавались коллекции. В СССР патефоны получили широкое распространение и, также какое-то время, служили символом семейного достатка. Патефоны СССР и сегодня могут порадовать своих владельцев надежным вращением диска и мощным звуком, идущим из раструба скрытой трубы.
А теперь вернёмся к конкретному экземпляру.
Патефон из фондов нашего музея, согласно лейблу, изготовлен в Москве, его производитель – Московский патефонный завод Москворецкого района, что означает, что в Москве существовало, возможно, несколько подобных предприятий. Кстати, Московский патефонный завод Москворецкого района еще и производил бытовые механические кинокамеры. Это патефон, можно сказать, последних выпусков, в котором применены все возможные усовершенствования, известные на тот момент, в том числе установлена защита от излома пружины. Диск патефона приводится во вращение посредством механизма, связанного с пружиной. Чтобы завести патефон, необходимо покрутить ручку и тем самым сжать пружину.
Регулятор позволяет менять скорость вращения пластинки, но неудобство патефона заключается в том, что одного завода хватает всего лишь на проигрыш одной стороны грампластинки – на 3 минуты, далее приходится вновь вращать заводную ручку.
Звук из мембраны звукоснимателя тоже, как и у граммофона, попадает в трубу, только труба эта встроена в сам ящик, что и обеспечивает компактность устройства. Наш патефон нельзя назвать надежным устройством, так как эта модель патефона не снабжена защитой от сильного сжатия пружины, отчего он часто выходит из строя.
Что говорить, век патефонов давно закончился, хотя он и длился очень долго. В СССР патефоны выпускались до шестидесятых годов прошлого века, и это вполне понятно, ведь в те годы во многих деревнях еще не было электричества, пользовались популярностью патефоны и на деревенских вечеринках и на полевых станах.
Мир не стоит на месте и сегодня старинные патефоны и граммофоны это все же больше вещь коллекционная, нежели часто употребляемая. Однако, на наш взгляд, забывать о них не стоит, ведь это очень интересная часть прогресса человечества.
Заканчивая наш рассказ, хочется вспомнить отрывок из стихотворения Александра Городницкого - «Старый патефон»:
«Для чего храню на антресолях
Патефон с затупленной иглою
И пластинок довоенных пачку?
Всё равно я слушать их не буду.
Все они, согласно этикеткам,
Сделаны Апрелевским заводом.
Тот завод давно уже закрылся,
Но своим мне памятен названьем,
Так же, как и Баковский, наверно.
Я пытался как-то на досуге
Оживить его стальную душу
И крутил весьма усердно ручку,
Чтобы завести его. Когда-то
Заводили так автомобили.
Но пружина, видимо, ослабла,
А чинить никто и не берётся.
Впрочем, мне достаточно названий
Песенок на выцветших конвертах…»