О звезды, звезды,
Восковые тонкие свечи,
Капающие воском
На молитвенник зари,
Склонитесь ниже!
С. Есенин "Сельский часослов". 1918 г.
Тема нашей беседы сегодня открывает одну из интереснейших страниц мировой художественной культуры – историю Часословов. Над рукописью каждого Часослова трудилось большое число людей, иногда в течение многих лет, и недаром создание манускрипта сравнивают порой со строительством собора. Как нет двух абсолютно одинаковых храмов, так не дошло до нас двух идентичных книг.
Часослов - церковно-богослужебная книга, относящаяся к общественному богослужению. Он предназначается для чтецов и певцов.
Основное содержание Часослова носит в себе печать глубокой древности. Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, он заключал в себе тогда чинопоследования ежедневных церковных служб.
Дополнения к Часослову сделаны святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. И после этого Часослов постоянно дополнялся.
Часослов заключает в себе неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. От службы часов и самая книга получила свое название. Кроме того, Часослов содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущий. Присоединяются также к Часослову краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня: тропари, кондаки, Богородичны. Есть в Часослове месяцеслов с тропарями, кондаками, причастными, величаниями и указаниями евангельских и апостольских чтений. Наконец, при нем прилагаются зрячая пасхалия и лунник, чтобы знать, на какие дни приходятся подвижные праздники и посты.
Часословы предназначались для мирянина – рыцаря, знатной дамы, горожанина, были излюбленным подарком невесте, жене, матери. Часослов становится своего рода семейной реликвией, сокровищем, любимой книгой, к которой обращаются не только из благочестия, но и как к источнику эстетического наслаждения и радости. Он использовался в качестве назидательной и развлекательной книги. В нем было много миниатюр, которые иллюстрировали и дополняли текст, их рассматривали, над ними размышляли, ими любовались. Кроме этого, часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине, что делало его настоящей домашней энциклопедией.
В мастерских, специализировавшихся на изготовлении Часословов, объединялись все виды работ по созданию книги: здесь ее писали, иллюстрировали, переплетали, т.е. делали целиком от начала до конца. При этом широко применялось разделение труда. Сначала писцы готовили текст, оставляя место для заголовков, инициалов, рамок и миниатюр. Затем рубрикатор вписывал рубрики. Мастер малых инициалов ставил инициалы на красных строках; особый мастер ставил большие инициалы, открывающие целые параграфы. Следующим этапом была работа иллюстратора, который рисовал рамку; после него другой иллюстратор рисовал миниатюру, и, наконец, особый специалист рисовал фон. После того как книга была написана и иллюстрирована, она переплеталась тут же в мастерской.
Переплеты у Часословов были великолепны. Для них использовались бархат, тонко выделанная кожа, изготовлялись позолоченные застежки и различные ювелирные украшения из драгоценных камней и металлов.
В Часословах сложились определенный состав и последовательность текстов и сюжетов миниатюр. Вначале помещали календарь, снабжая его миниатюрами. Затем следовали тексты, извлеченные из Евангелия. Они иллюстрировались различными сценами: Благовещение, Рождество, Встреча Марии с Елизаветой, Введение во храм, Бегство в Египет и т.д.
Затем следовали псалмы, молитвы, также иллюстрированные. Перед текстами семи покаянных псалмов помещали изображение Смерти, а текстам погребальных служб предшествовали миниатюры, на которых изображали Положение во гробе или монахов, отпевающих покойника. В конце помещались молитвы различным святым с их изображениями. Состав святых зависел от места, где изготовляли Часослов или откуда происходил заказчик, для которого по его желанию помещали изображения почитаемых там святых.
Календарь традиционно открывал Часослов, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками зодиака. Например, великолепный Часослов, выполненный братьями Лимбургами для герцога Беррийского, необычен по количеству сведений научного характера, которые в нем заключены.
Без преувеличения можно сказать, что это своеобразная энциклопедия той эпохи, содержащая точные астрономические таблицы, по которым можно вычислить новолуние для любого года, узнать продолжительность любого дня с точность до минуты. За миниатюрами двенадцати месяцев следует изображение "Зодиакального человека".
Существует вполне обоснованное предположение, что это изображение имеет отношение к области медицинской астрологии, которая в ту эпоху была важнейшей отраслью медицинской науки.
С точки зрения живописи Часословы были очень нарядными, яркими, изящными, и до сих пор их миниатюры радуют глаз и доставляют эстетическое удовольствие.
Каждому месяцу календаря посвящалась миниатюра. Так, на миниатюре календаря герцога Беррийского для января изображался праздничный пир за богато сервированным столом. Художники обращали внимание на мельчайшие детали, как бы повествуя о происходящем.
Очень поэтичная в календаре миниатюра февраля. По дороге плетется ослик, подгоняемый крестьянином. В лесу другой крестьянин связывает поленья. На переднем плане дом (в разрезе) и дворик. В загоне видны овцы, около загона голуби. А у камелька дома греются три женщины, у их ног растянулся кот. Миниатюра дышит спокойствием и уютом.
Месяц март. На миниатюре изображен пахарь, идущий за плугом, виноградари, окапывающие виноград, пастухи, выводящие овец на пастбище.
Звенящий апрель вырисовывается зелеными далями, голубыми речками, сбором цветов, а в мае по традиции шумная толпа отправляется на прогулку в лес.
Миниатюра июня изображается зеленое поле. Мужчины косят, женщины сгребают сено. В жарком июле крестьяне, накрыв головы широкими шляпами, жнут, другие в тени стригут овец. На миниатюре, символизирующей август, продолжение жатвы, купание в реке и соколиная охота.
Миниатюра к сентябрю воспроизводит сбор винограда. Крестьянка утирает пот со лба, другие, не разгибаясь, трудятся. До заката еще далеко.
Октябрь - время сева озимых и охоты на уток, а в ноябре откармливают свиней желудями. Декабрьская миниатюра воспроизводит сцену охоты с собаками на кабанов.
Все жанровые сцены календарей поразительно реалистичны. Нельзя не удивляться остроте наблюдения художников того времени и несколько наивной и простой его передаче.
В фондах МВЦ хранится много церковных книг. Есть и Часослов. Это интереснейший экспонат, который был приобретен музеем у коллекционера. Книга датируется 5 июня – 30 июля 1866г. Издана она в Москве типографией единоверцев при Свято – Троицкой Введенской церкви. Написана книга на церковнославянском языке. Настоящее издание воспроизводит текст Часослова, напечатанного при патриархе Иосифе в Москве в 1646 году. Книга включает тексты неизменяемых молитв ежедневных церковных служб, а также краткие изменяемые песнопения, которые регулярно повторяются: тропари, кондаки, Богородичны.
Переплет книги выполнен по традиции того времени. Обложка – доски с рельефом в коже темно- коричневого цвета. Переплетные доски выступают над переплетным блоком. Корешок тканевый черного цвета. Имеются 2 застежки ( кожаные ремешки были утрачены, остались фрагменты металлических лапок на нижней доске). На некоторых листах книги приклеены полоски ткани, выполняющие роль закладок.
Началу каждой главы предшествует орнаментальная заставка. Орнамент, украшающий книгу, в основном растительный. На первом листе присутствует полевой орнамент.
Печать выполнена в два цвета. Заголовки глав выполнены вязью. Первый абзац каждой главы напечатан красным цветом. На некоторых страницах есть пометки, например, на листе 58 сделана надпись простым карандашом: «На большие праздники не читаю тропарь праздника 40го». Часословом долгое время пользовались по прямому назначению.
На Руси был Часослов «большой» и «малый». Читать учили по «малому», и он зачастую специально издавался для учёбы.
Таким образом, Часослов – это не только сборник определенных молитв, это домашняя энциклопедия, прекрасно иллюстрированная книга, календарь, и самое главное – первый учебник, по которому обучали грамоте детишек в школах при монастырях.
При подготовке материала использовался сайт: https://mirznanii.com/a/128148/chasoslov/